Однако поняла Алена ценность и уникальность родного края, только на несколько лет его покинув: после школы она три года училась в педагогическом колледже в Угличе, потом уехала в Москву, но через два года столичная суета девушке надоела, и она приехала на работу в свою родную Заозерскую школу, одновременно учась в Московском педагогическом госуниверситете.
- Живя с рождения в какой-то местности, человек часто не осознает всю ее красоту и неповторимость. А когда, уехав, возвращается, уже имея опыт, посмотрев на другие города и села, он вдруг понимает, в каком же крутом на самом деле краю он родился. Со мной было именно так, - рассказывает Алена.
Поскольку она историк, первое, что попало под "микроскоп" ее интереса, - богатое прошлое Заозерья. Она и ее единомышленники переиздали "Летопись села Заозерья", изданную в 1913 году местным священником Михаилом Миролюбовым (у многих ли сел есть своя летопись, а?). И кроме того, собрали средства, чтобы выпустить посвященный исключительно этому древнему селу 200-страничный номер хорошо известного в регионе историко-краеведческого и литературного журнала "Углече поле".
- Этот номер уникален еще и тем, что создать его нас подтолкнули сами заозерцы, - рассказал в предисловии к журналу его главный редактор Алексей Суслов. - В селе живут настоящие патриоты, которые хотели, чтобы наш журнал занялся богатейшей историей Заозерья, которой они очень дорожат. Татьяна Волкова, Алена Петухова, Сергей Антипаев своей любовью к родной истории не только зажгли нас (а мы, в свою очередь, замечательных авторов), но и сами подготовили интересные материалы для этого номера. Любопытно и другое: впервые на журнал, как говорится, скидывались всем миром. Сбор части средств, необходимых для выхода заозерского номера, происходил на интернет-платформе Planeta.ru.
История у села, известного с 1483 года, и впрямь примечательная: оно было вотчиной князей Волконских и Одоевских, а в 1829 году часть его (позднее - все село полностью) приобрели родители будущего классика русской литературы Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, изобразившего его потом в романе "Пошехонская старина" под именем села Заболотья.
Была здесь и своя особая каста мелких торговцев, прозванных маяками. Работали эти люди коллективно, в базарные дни вставали на дорогах сравнительно недалеко друг от друга, встречая владельцев холста, пряжи и прочего. При этом первый маяк давал за товар наибольшую цену (хотя все равно невысокую), а все последующие - более низкую, и продавец вынужден был возвращаться к первому покупателю, отдавая ему все по предложенной цене. Применяли они и другие уловки, бегая от базара к базару. При этом у заозерских маяков был даже особый язык. В переводе на него "продал" - это "забастовал", "промотал" - "пробусорил", "ушел" - "улынил", "зевать" - "ухлить", "беги" - "хантай", деньги назывались "сара", а, например, рубль был "берсягой".
Именно этот бойкий народ, о котором в свое время даже писали газеты, дал название музею, созданному в селе по инициативе учителя истории и краеведов.
- Это музей купеческой предприимчивости "Заозерские маяки". Мы специально взяли такую большую тему, на которой можно показать хотя бы треть очень многогранной истории села. Купечество, благотворительность, торговля, промыслы - музей об этом. Заозерье в начале прошлого века претендовало даже на статус города. Здесь до сих по сохранилось более 20 купеческих построек, - рассказывает Алена.
Одну из этих построек - "кружевной" деревянный особняк купчихи Устиньи Росковой, владевшей производством баранок, - она даже выкупила. Побоялась, что ставшее никому не нужным красивое здание, мимо которого она ходила с детства, просто уйдет в небытие.
- После революции здание принадлежало колхозу, здесь размещалась контора, - говорит Алена. - Колхоз обанкротился, бывшую контору выставили на торги. Чтобы выкупить особняк, пришлось снова собирать деньги на краудфандинговой платформе, еще помог брат, волонтеры. В итоге купила дом за 250 тысяч рублей.
Местные называют этот теремок Домом со щуками, потому что в 1970-е годы во время ремонта на нем крыши местный умелец Николай Бородулин добавил к существующим элементам декора свои, а именно: сделал на крыше сливы для воды в виде щук. Отчего постройка стала еще колоритнее.
Сегодня Алена и помогающие ей волонтеры - причем не только местные, но и из других регионов - постепенно обустраивают старый особняк изнутри. Деньги собирают там же - на платформе. Уже провели водопровод и канализацию. А итогом всех усилий должна стать небольшая гостиница на шесть номеров, чтобы приезжающим в село туристам было где остановиться на ночлег. Сейчас гостям, увы, переночевать здесь негде. И даже с размещением волонтеров пока все не очень просто.
- Летом мы хотим открыть две комнаты, где они смогут жить, - делится планами Алена. - Потому что сейчас это очень большая проблема: волонтеры приезжают из других городов, и размещать их приходится на квартирах в Заозерье либо в Угличе, что не очень удобно.
Но главное - ремонт крыши. Особнячок затейливый, а потому крыша там непростая, малыми финансами не обойтись. Сейчас, по словам Алены, подрядчик составляет смету, в доме рабочий чистит стены, а сама она подбирает для этих комнат мебель. И хотя все резко подорожало, работы не останавливаются.
А еще учитель истории Петухова планирует "как-то обозначить" место, где раньше стояла усадьба Салтыковых, разобранная на дрова в 1942 году, а также связь с селом Михаила Евграфовича, которому нет здесь, увы, ни памятника, ни бюста.
Кроме того, некоторое время назад на чердаке заозерской почты были обнаружены три сотни вскрытых и не доставленных адресатам писем, датированных 1928-1929 годами. Сейчас краеведы занимаются их расшифровкой и сканированием, нашли около десятка родственников авторов или получателей писем. И в перспективе хотят создать посвященный почтовому делу музей.
- Я уверена, что славу Заозерья можно возродить, привлечь сюда туристов, заинтересовать и удержать местную молодежь. Мы хотим, чтобы село жило и развивалось, и убеждены, что все получится, - говорит Алена.
После сюжета об Алене и Заозерье на ТВ девушке позвонил сам Никита Михалков. Вот как рассказывает об этом она сама: "Во время урока мне несколько раз звонили со скрытого номера. Я, естественно, сбрасывала. Наконец на перемене человек дозвонился.
- Здравствуйте! Это Никита Сергеевич Михалков.
(Пять секунд полной тишины)
- Здравствуйте!
- А неплохо держите паузу, прямо как в театре!
Несколько минут прошли как будто не со мной. Вот представьте: звонит вам Михалков, говорит буквально на ухо что-то приятное. Так разве бывает? В общем, он видел по телевизору сюжет про Дом со щуками, ему очень нравится то, чем я занимаюсь, его фонд "12" хочет помочь мне с ремонтом. Я слушаю, а сама думаю: "Кто и зачем меня разыгрывает?.." На прощание Михалков дал мне телефон директора фонда и сказал, что мне будет оказана помощь на сумму до одного миллиона рублей. Я позвонила: да, это фонд Никиты Сергеевича. Думаю, слава богу, ума хватило пригласить режиссера в Заозерье!"
С помощью фонда "12" Алена планирует отремонтировать крышу Дома со щуками.