"РГ" об этом случае писала весной 2021 года. По словам владельца личного подсобного хозяйства Василия Гайовича из деревни Легчаниха Некрасовского района, ЧП случилось в воскресенье, 23 мая: его животные, как обычно, паслись неподалеку от дома, с ними была его дочь.
Фермер рассказал, что самого момента гибели животных девушка не видела: часть коров ушла вперед, и ее от них отделял небольшой холм. Она увидела только, как из-за горки вдруг выбежала испуганная корова.
- Поняв, что что-то произошло, дочка побежала на выручку. Туда же бросилась и собака. Но после того, как пес завизжал и резко повернул назад, дочка тоже остановилась и дальше не пошла. Ее просто Бог спас! - рассказал тогда Василий Гайович.
Четыре бездыханные коровы лежали рядом с упавшим гнилым деревянным столбом, от которого тянулись провода. Со слов животновода, местные жители видели упавший электростолб за несколько дней до случившегося, но подумали, что провода обесточены, и не встревожились.
- Мы на этом поле пасем коров лет 20, - объяснил фермер. - Можно, сказать, что животные паслись сами, потому что нам их отлично видно от дома. То есть мы обычно просто наблюдали за ними со стороны. А в этот день помочь нам, родителям, пасти коров вызвалась дочь-одиннадцатиклассница. То, что она не погибла вместе с животными, - просто чудо.
Потом были обязательные процедуры: установление причины смерти животных (воздействие электрическим током) и утилизация туш, за которую владельцу ЛПХ выставили счет почти в 40 тысяч рублей. Ущерб от гибели самих молодых коров, две из которых были беременными, Василий Гайович оценил в 400 тысяч рублей. О чем и указал в своем исковом заявлении в суд.
Представитель ответчика ПАО "Россети Центр" иск не признал, указав, что коровы паслись в охранной зоне ЛЭП и на участке, который не предоставлялся фермеру для этих целей. Столб же упал "вследствие внешнего воздействия животных".
Однако суд с такой позицией не согласился, поскольку акт расследования аварии электросетевая компания составила уже после падения опоры, никто не видел, как коровы эту опору бодали, на представленных фотографиях туши животных лежат на значительном удалении от столба, "который имеет следы естественного разрушения (гниения)". Кроме того, на участке не имелось никаких знаков, предупреждающих о его статусе охранной зоны высоковольтной ЛЭП.
При этом суд не согласился и с размером понесенного фермером ущерба, сославшись на данные Росстата. Согласно им, в мае 2021 года в Ярославской области средняя цена при продаже КРС в живом весе на убой составляла около 98,6 тысячи рублей за тонну. А поскольку все вместе четыре погибшие буренки весили полторы тонны, то и размер ущерба суд установил в 149,2 тысячи рублей. Тот факт, что эти коровы выращивались не на убой, а для молочного стада, суд не учел.
В итоге с учетом затрат на вызов ветеринара, экспертизы, утилизацию туш и оплату госпошлины суд взыскал с электросетевой компании в пользу фермера 206 тысяч рублей. В Ярославском областном суде сообщили, что обе стороны обжаловали судебное решение.