Новый региональный самолет "Байкал" заменит Ан-2

Нагрузка на региональную авиацию с каждым годом растет. И потому, что авиаперевозки комфортнее, экономят время. И потому, что стремительно развивается внутренний туризм. А на чем летают? На старых "Аннушках" (Ан-2) да зарубежных машинах.
Константин Завражин

В начале февраля звездой Девятой Национальной выставки и форума NAIS 2022 стал новый самолет "Байкал", который создавали как раз для региональных рейсов. Тогда сообщали, что начался прием заявок от авиакомпаний на эти машины. Что ждут от "Байкала" авиаторы? Об этом мы говорили с экспертами, специалистами и представителями авиакомпаний в Красноярском и Хабаровском краях - самых больших по территории российских регионах.

Небесная арифметика

"Байкал", по словам опытного хабаровского пилота Хасана Серожединова, по ряду характеристик превосходит Ан-2. У него меньшие габариты и выше скорость. Он способен преодолевать без дозаправки гораздо большие расстояния.

Технические характеристики - дело важное, но насколько "Байкал" будет экономически адекватен? По некоторым данным, себестоимость его летного часа без учета стоимости владения - 30 тысяч рублей. Самолет берет девять пассажиров. Значит, "цена" одного пассажира - 3,3 тысячи в час. Например, из Красноярска в Игарку лететь 3 часа 15 минут. Один пассажир обойдется в 10 тысяч 63 рубля.

Интернет показывает цену авиабилета - 15,5 тысячи. Но еще надо учесть и затраты на содержание самолета. И купить его. В ценах производителя, по данным Минпромторга России на 2020 год, стоимость "Байкала" обозначена в 120 миллионов. Так будет такой борт рентабельным? "К моменту выхода самолета на рынок указанные цифры заметно подрастут, - предупреждает гендиректор авиакомпании "КрасАвиа" Андрей Егоров. - Тем более что они относятся к самой минимальной комплектации. Для Севера потребуется дополнительное и недешевое оснащение".

Впрочем, как говорит гендиректор "КрасАвиа", никто и не собирается переносить всю стоимость самолета и его эксплуатации прямым счетом на пассажирский тариф. Региональные перевозки, тем более на самолетах малой вместимости, требуют финансовой поддержки - чтобы цены были доступны и привлекательны в сравнении с наземным видом транспорта. "Авиаотрасль дотируют и в Канаде, и США", - говорит Хасан Серожединов.

Что касается цены самого "Байкала", то она велика, считают хабаровские эксперты. И приводят в пример "Единую дальневосточную авиакомпанию "Аврора". Она планирует получить 45 "Байкалов". Для покрытия затрат ей потребуется 112,5 миллиарда рублей до 2044 года. Так что без субсидий от государства - не потянуть.

На замену становись!

На Дальнем Востоке Ан-2 используют только "Полярные авиалинии" в Якутии. Как пояснили в пресс-службе, по стратегии обновления парка потребуется 14 "Байкалов". "Разработчики заранее обсудили технические характеристики нового самолета с потенциальными заказчиками, в том числе и с нашей авиакомпанией", - отметил начальник авиационно-технической базы "Полярных авиалиний" Алексей Евсеев. - Ждем теперь его на летные испытания".

Как подчеркнул Андрей Егоров, этот самолет станет долгожданной заменой Ан-2, который раньше долгое время эксплуатировался в парке "КрасАвиа". "Сейчас, - говорит он, - для перевозок в районах, где нет иных путей сообщения, частичной заменой являются вертолеты Ми-8. Но он значительно дороже в эксплуатации".

Однако к приему новых самолетов еще надо подготовиться. "Есть проблема, - говорит Егоров. - Сегодня почти полностью утрачена наземная инфраструктура - посадочные площадки и оборудование для обеспечения самолетных рейсов. Вертолет, как известно, всего этого не требует". Есть и внутренние проблемы, которые следует решать.

И винт не тот

В Красноярском крае пока делают осторожные прогнозы о судьбе "Байкала". Этот самолет, говорят там, без сомнения, нужен и будет востребован. Но при выполнении ряда условий.

Прежде всего более-менее масштабном выпуске, хотя бы в несколько десятков штук в год, при доступности его авиакомпаниям за счет удобных лизинговых продуктов. И конечно, при своевременной организации сервисного обслуживания. Недавний опыт с другими отечественными лайнерами говорит: авиакомпаниям не нужна самая лучшая по характеристикам машина, если она месяцами будет стоять на земле в ожидании каких-нибудь запчастей или "расходников".

- А самое важное мне скажите, - спросил нас авиамоторист Александр Литвинов. - Какой двигатель будет у "Байкала"?

- Пока американский General Electric H80-200. Отечественный ВКС-800С еще не готов.

- А винт?

- Тоже пока американский, Hartzell.

- Вот. О массовости и доступности будущей "Аннушки" можно говорить, когда самолет будет полностью отечественным. Чтобы ни от импортных поставщиков, ни от складов на другом континенте не зависеть. "Байкал" должен обрусеть".

И даже без санкций - свой двигатель крайне необходим. "Зарубежный очень дорогой. Нужен отечественный. Но на это потребуются годы т", - резюмирует Серожединов.

"Будем ждать и верить. Может, и я еще "Байкал" руками пощупаю", - надеется техник-моторист Александр Литвинов. Очень даже возможно: макет двигателя уже готов, как сообщали на выставке.

"Байкал", оказывается, не первая за последние 30 лет попытка создать замену Ан-2. Некоторые из них даже увидели сибирское небо. Но, судя по отсутствию "сменщиков" Ан-2 на аэродромах, попытки эти были неудачными. Однако эксперты, с которыми говорили корреспонденты "РГ", считают, что в целом "Байкал" - отличный самолет. Может, действительно тезка великого озера прервет череду неудач? Не зря же его так назвали.

Справка РГ

В марте в Минпромторге России прошло совещание о ситуации в гражданском авиастроении. Главная тема - максимальное импортозамещение систем и агрегатов.

Говорили о замене двигателя "Суперджет-100" иностранного производства на российский ПД-8. Поставлена задача обеспечить сертификацию нашего двигателя в ближайшие 12-14 месяцев, сообщается на сайте министерства. Обсуждали и "Байкал".