Законопроект о реформе местного самоуправления был принят Госдумой в первом чтении в январе. Первоначально второе чтение было запланировано на середину марта. Однако, учитывая важность этого документа, фактически меняющего всю структуру МСУ и встраивающего ее в единую систему власти, профильный комитет решил продлить срок предоставления поправок к второму чтению до 20 мая. Этим законом вводится одноуровневая система муниципальной власти: местное самоуправление осуществляется в городских округах, муниципальных округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Согласно одной из поправок, внесенных Крашенинниковым, муниципальное образование не является административно-территориальной единицей, но при этом границы муниципальных образований и территориальных единиц могут совпадать. Глава комитета уточнил, что подобная путаница сейчас есть в Воронежской, Ленинградской и Ростовской областях, в Ставропольском крае. "Допустим, возьмем территориальную единицу "город". Он может быть самостоятельным муниципальным образованием, а может входить в его состав как, например, его административный центр", - привел пример парламентарий.
Другое изменение направлено на обеспечение пешей доступности муниципальных органов власти. Предлагается создать территориальные органы местной администрации.
"Местное самоуправление - это первичный и наиболее приближенный к жителям уровень власти, - пояснил глава комитета. - Чтобы муниципалитеты могли в полной мере решать свои задачи и оперативно реагировать на обращения граждан, в структуру местной администрации могут входить соответствующие территориальные органы".
Ряд поправок уточняет положения о муниципальных округах. Например, во избежание двоякого толкования четко определяются критерии его разграничения с городским округом. Согласно поправке, муниципальный округ - это образование, на территории которого не менее трети населения должны проживать в сельских населенных пунктах. При этом в его состав могут входить и города.
Уточняется, что административным центром муниципального округа может считаться город или поселок, расположенный на территории городского округа, имеющего с таким муниципальными округом общую границу. Это предложено на основании обращений ряда муниципалитетов и регионов.
Ряд поправок направлен на установление критериев, кто и в каких случаях может принимать те или иные управленческие решения. Есть и технические поправки.
А всего в целом внесено 16 изменений, но работа продолжается, заявил депутат.
"На сегодняшний день в ответственный Комитет по госстроительству официально внесено уже 508 поправок. При этом обращений, писем от муниципалитетов, регионов в разы больше, - сообщил Крашенинников. - Мы все внимательно изучаем. Для нас очень важно получать эту обратную связь".
Напомним, что проект базового закона об общих принципах организации местного самоуправления был принят Госдумой в первом чтении 25 января. Соавтором Крашенинникова стал глава аналогичного комитета Совета Федерации Андрей Клишас. Документом, принятом в первом чтении, предусмотрено закрепление полномочий органов местного самоуправления, чтобы избежать несогласованности в работе муниципалитетов и региональных властей.
Кроме того, вводится одноуровневая система муниципальной власти: местное самоуправление осуществляется в городских округах, муниципальных округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.