Страховщики определили самые защищенные от угона в России автомобили
Новый рейтинг сильно отличается от того, что выпускался по итогам 2019- 2020 годов. А также от первого рейтинга, подготовленного ВСС. В него вошли не все модели, которые ранее уже исследовались. Ну правильно, зачем повторяться. Что хорошо было тогда, вряд ли станет хуже сейчас. А те модели, что получили низкий балл в прошлых рейтингах, вряд ли поднимутся в новых.
Для чего нужен этот рейтинг? Для того, чтобы автовладельцы выяснили, насколько хорошо или плохо защищен их автомобиль от угона в своей базовой комплектации. То есть понимали, что конкретно надо в нем защитить. Для страховщиков - это критерий расчета стоимости каско. Для производителя - сигнал, что нужно улучшить в автомобиле.
Рейтинг готовился по методике, разработанной ВСС. Что же в нем оценивалось? Автомобили тестировались на защищенность дверей кузова, капота, крышки багажника от проникновения. Проверялись наличие и надежность штатной сигнализации и штатного иммобилайзера. Кроме того, изучалась защищенность автомобиля от изменения идентификационных номеров и от несанкционированного изготовления дубликата ключа.
Методику для оценки защищенности пришлось менять. Если раньше автомобиль продавался всегда с двумя комплектами ключей, то сейчас может и с одним. Кроме того, некоторые производители отказались от такого традиционного, но надежного средства защиты от угона, как блокировка рулевого вала. Вместо него используется блокировка стояночного тормоза. Однако, как пояснил представитель Центра исследования автомобилей и транспортных систем Дмитрий Шабунин, зачастую эта блокировка легко снимается. Если угонщик подлезет под днище автомобиля и подаст 12 вольт на контакты электромотора, который ей управляет, то она будет снята.
Один из самых частых способов открытия дверей - это их отжимание с помощью манжеты, накачанной воздухом. Далее достаточно протянуть жесткую проволоку и нажать на клавишу открывания дверей. Однако в хороших машинах против этого используется специальный блок. Когда машина стоит на охране, таким образом разблокировать двери невозможно. Все это оценивалось при составлении этого рейтинга.
Итак, первое место с результатом 809 баллов из тысячи возможных занял Lexus ES. Примечательно, что лидировал он не по всем позициям. На этапе тестирования защиты от проникновения он оказался только 4-м. Кстати, его прямой конкурент по классу Audi A6 в итоговом рейтинге стал лишь 9-м.
На втором месте Lexus RX c 761 баллом. Он проигрывает по легкости несанкционированного запуска двигателя. В этой таблице он занял лишь 7 строчку. А его прямой конкурент Audi Q5 буквально наступает сопернику на пятки и занимает в общем рейтинге 4-ю строчку.
Тройку лидеров замыкает Skoda Octavia с 760 баллами. По всем позициям ее защищенность оказалось средненькой, но в защите от проникновения в салон она стала лучшей. Ее конкурент Toyota Corolla оказалась лишь на 6-й строчке итогового рейтинга.
А теперь о грустном. Замыкает рейтинг четверка автомобилей, очень близких российскому автолюбителю. Последние строчки с одинаковыми 246 баллами у Renault Sandero и Logan. Чуть выше показатели - 253 балла - у Lada Vesta. И, что удивительно, ее опередила Lada Granta с показателем 293 балла. Она оказалась лучше защищена от проникновения в салон не только своей родной "сестры", но даже таких автомобилей, как Audi A6 и Skoda Karoq.
Как отметил заместитель директора департамента ВСС Михаил Порватов, автомобили Lada - лидеры в статистике угонов МВД. Но при этом их продается гораздо больше других автомобилей на нашем рынке. И в отличие от остальных моделей, представленных в рейтинге, что Lada, что Renault - это автомобили бюджетного класса. Так что требовать от них высокого уровня защиты от угонов нереально.
Надо сказать, что рейтинг угонозащищенности - не российское ноу-хау. Его составляют во многих европейских странах. В частности, в Великобритании этим занимается компания "Тэтчем". Причем машины, выпускающиеся на этот рынок, попадают туда только после получения соответствующего заключения этой компании. То есть все автовладельцы знают, насколько пришедший на рынок автомобиль защищен от угона и сколько будет стоить страховка на него. А это важный аргумент при выборе машины там.
Возможно, по этой причине автомобили туда идут с максимально возможной защитой. У нас же этот рейтинг делает ВСС за свой счет. Причем никакого влияния на поставщиков и производителей автомобилей он пока не оказывает. Однако именно сейчас крайне важно такую защиту поднимать. Ведь любое снижение социальной защищенности граждан приводит к росту криминала, в том числе, угонов.
Кстати, как предположил Михаил Порватов, сейчас, скорее всего, страховщики выпустят на рынок новые варианты каско. Более дешевые, которые смогут покрыть убытки именно от угонов или тотального уничтожения, но не помогут при других случаях. Скорее всего, это будет достигнуто за счет расширения размера франшизы - той части убытка, которую автовладелец берет на себя. Хотя, кажется, что важнее расширить рынок страхования каско на автомобили старше 10 лет. Их в стране большинство.