24.03.2022 10:40
    Поделиться

    Способна ли сибирская fashion-индустрия заменить иностранные бренды

    Пандемия и новые санкции серьезно ударили по индустрии моды. Как выйти из сложного положения? Есть ли прорывные проекты? Эти вопросы сибирские дизайнеры, стилисты, специалисты бьюти-индустрии и владельцы креативного бизнеса обсудили на профильном форуме в Омске.
    Евгений Кармаев

    Индустрия моды в общероссийском производственном "пироге" занимает не более десяти процентов, а в Омской области - не более четырех. Между тем это товары первой необходимости.

    Пандемия не остановила развитие отрасли, но стала тормозом. Режим ограничений повлиял на продажи, отменил выставки, форумы, дефиле. Предприниматели начали активно осваивать социальные сети, однако санкции перекрыли самые продвинутые и раскрученные каналы. Теперь придется искать новые пути.

    Уход с рынка продвинутых европейских брендов эксперты не драматизируют - они полагают, что освободившаяся ниша позволит развивать отечественную fashion-индустрию. Но для этого необходимо решать назревшие проблемы. Одна из важнейших - дефицит кадров, особенно специалистов среднего звена.

    В Омске, например, швей готовит только одно учебное заведение, и конкурсы там минимальные. Профессия не пользуется спросом у молодежи. Работа эта трудная, связанная с умением не только кроить, шить, но и осуществлять наладку машин. А зарплата незаманчивая. Сегодня только на сайте региональной службы занятости выставлено более 150 вакансий, в том числе предприятий. Но средняя зарплата, которую предлагают омские работодатели, не превышает 27 тысяч рублей. В Новосибирске она составляет 31 тысячу, а в среднем по стране - 37 тысяч рублей.

    С подготовкой специалистов высшего звена дела обстоят лучше. Омичам удалось сохранить и школу, и производственную базу. Правда, если еще несколько лет назад только Омский институт дизайна, традиционно проводивший всероссийский фестиваль "Формула моды", ежегодно готовил для форума около ста коллекций одежды, то теперь этот творческий ручей иссяк. Одна из причин - полное отсутствие долгосрочного планирования.

    - Сегодня кафедра "Дизайна одежды" располагает лишь семью бюджетными местами. При этом в магистратуре открывают сразу двадцать мест. Как решить это неравенство, пока непонятно, - делится проблемой с корреспондентом "РГ" доцент, член Союза дизайнеров России Юлия Герасимова. - Учебный процесс лихорадит. И вместо того чтобы сосредоточиться на подготовке специалистов, мы теперь вынуждены тратить время на бесконечные отчеты.

    По словам экспертов, омская школа подготовки профессиональной модельеров остается едва ли не единственной в стране, поэтому сохранить ее крайне важно. Проблем с трудоустройством у выпускников не возникает.

    - Помимо дизайна одежды, они могут разрабатывать рекламу, заниматься декорированием. Они трудятся мерчендайзерами, байерами, стилистами. Консультантами салонов ткани, мебели, обуви, - поясняет завкафедрой "Дизайн костюма" Галина Толмачева. - Самые талантливые работают в домах моды многих известных российских дизайнеров.

    Специалисты полагают, что стимулов работать и открывать собственные предприятия в Сибири у талантливой молодежи пока недостаточно. Но это уже вопрос не к вузу, а к власти.

    Еще одна проблема современной fashion-индустрии - ткани. Основные страны-импортеры - Италия, Турция и Китай. Цены ощутимо выросли, а без импорта сибирякам пока не обойтись.

    Впрочем, предприниматели готовы занять и эту нишу. В стране, например, есть энтузиасты, которые начали производить качественную ткань футер (с начесом). Продолжают работать текстильные предприятия в Иваново. Правда, омичи признают, что в последнее время отечественные поставщики их начинают подводить.

    - Ситцы и бязи становятся тоньше, плетения редеют, почти светятся, хотя все заявленные изготовителем характеристики прежние. Реестра фирм, отвечающих за качество тканей, до сих пор нет, - поясняет омский предприниматель Татьяна Семкова. - Не выдерживают критики и расцветки современных тканей. Нам ничего не остается, как самим ее раскрашивать.

    Есть вопросы у омичей и к сфере сертификации товаров, поэтому часть экспертиз предпринимателям приходится заказывать в Новосибирске.

    Впрочем, по мнению экспертов, все эти задачи вполне решаемы, если подключатся федеральные и региональные власти. Конкретную помощь предприниматели могут получить уже сейчас - в виде грантов, участия в выездных выставках, продвижении продукции, бесплатных консультаций, обратившись в региональный центр "Мой бизнес". Профильное министерство готово организовать государственное поощрение достойных представителей отрасли. Но соответствующие заявки сюда не поступают. Между тем такие события имеют широкий общественный резонанс и тоже поднимают престиж отрасли.

    Прямая речь

    Надежда Исхакова, основатель Высшей школы стилистики в Новосибирске:

    - В связи с уходом из России зарубежных брендов освобождаются не только площади, но и готовые кадры. И эту нишу вполне могут занять отечественные предприятия. В Москве уже есть подобный опыт, который можно брать на вооружение. До пандемии около восьмидесяти процентов одежды в России были иностранными. Теперь есть возможность изменить эту пропорцию в нашу пользу. Сибирские бренды не уступают по качеству европейским и пользуются спросом. Поэтому у них есть все шансы преуспеть.

    Поделиться