20idei_media20

    Автоподставщики изменили мошеннические схемы

    Автоподставщики изменили мошеннические схемы
    Те, кто занимается созданием подставных аварий, проще говоря, автоподставщики, изменили схемы своей работы. Если раньше для получения страховки они аварии имитировали, то теперь бьют машины по-настоящему, сообщает информационный проект "Страхование: общественная экспертиза" со ссылкой на Всероссийский союз страховщиков. Страдают от их деятельности не только страховые компании, но и те автомобилисты, которых они подставили под удар.

    Непростой страховой случай недавно произошел в Москве. Была раскрыта новая схема мошенников на премиальных автомобилях, которые намеренно подставляются под удар при перестроении на круговом движении. Жертвой обычно выбирается грузовик или фургон коммерческого транспорта. Водитель легкового транспорта движется по правой полосе и не только "не замечает" перестроения грузовика слева на кругу, но и специально увеличивает скорость, чтобы попасть в аварию и обвинить в ней другого водителя.

    При первом рассмотрении это выглядит типичным ДТП при перестроении, но при подробном изучении камер наблюдения удается обнаружить мошенничество. По подсчетам страховых компаний, четыре машины Bentley одного и того же владельца попадали в схожие ДТП в среднем раз в три дня, на его счету около 60 аварий, а доход от каждого страхового случая составлял порядка 800 тысяч - 1 миллиона рублей.

    - Обычный клиент страховой компании по ОСАГО в среднем становится виновником ДТП примерно один раз в 15 лет. Если же человек попадает в аварию пять раз в год и чаще - это явный признак того, что клиентом страховой стал автоподставщик, - объясняет председатель президиума ВСС Игорь Фатьянов. - Но критерии расследования для добросовестных водителей и автоподставщиков одинаковые, и это осложняет борьбу с мошенниками. Страховые компании не могут увеличить время рассмотрения ситуации для проверки подозрительных действий, не могут получить от правоохранителей никакой дополнительной информации о страхователе.

    При этом им все-таки удается выявлять мошенников оперативно. Так, в Краснодарском крае и Адыгее группу мошенников отправили под суд за 22 однотипных подставных ДТП. Они выбирали подходящее место для аварии, распределяли роли каждого участника, прорабатывали схему столкновения и заранее просчитывали материальный ущерб и, что самое главное, - потенциальную выгоду. Чтобы поднять цену ДТП, использовали иномарки. От аферистов пострадали три страховые компании, которые оценили свой общий ущерб в 8 миллионов рублей. Автовладельцам, встретившимся им на дороге, пришлось расплачиваться повышенной ставкой на следующий полис ОСАГО.

    Совместная работа региональных властей, страховщиков и правоохранительных органов помогла Краснодарскому краю выйти из "красной зоны" реестра мониторинга региональных рисков недобросовестных действий в ОСАГО от Центробанка. Но Кубань все еще остается в "оранжевой" зоне как регион повышенного риска мошенничества в сфере страхования. Показатель средней страховой выплаты по "автогражданке" в 2021 году в крае достиг максимального уровня и превысил 115% от среднего значения по стране.

    В красной зоне по-прежнему находится Приморье, где частота страховых выплат превышает среднероссийские значения на 52%. Одно из громких судебных разбирательств в регионе - 32 подставные аварии, совершенные одной семьей, владеющей семью автомобилями. И это только их доказанные преступления за 2021 год. Мошенники провоцировали аварии, выступали в них пострадавшей стороной и получали право на страховые выплаты. По неофициальной информации, семейство автомобильных аферистов может быть виновно в 160 подобных ДТП. Возможность для такого маневра злоумышленники обнаружили в букве закона: ремонт должен проводиться с использованием новых запчастей, и владелец дорогой или редкой машины вправе требовать соответствующие суммы от страховой компании.

    Среди популярных сценариев автоподстав также остаются угоны машин под видом аренды (авто оформляют в аренду, а потом угоняют за границу), автомобили-двойники (оригинальная машина попадает в серьезное ДТП, а застрахованный автомобиль-двойник объявляется похищенным) и даже имитация гибели в ДТП.

    Например, филиал одной из страховых компаний в Волгоградской области столкнулся с заявлением родственника мужчины, якобы погибшего в ДТП - в этом случае положена выплата в 500 тысяч рублей. Но позже служба экономической безопасности компании выяснила, что комплект документов был подделан, ДТП и погибших в нем не было. Пойманным аферистам грозит до 10 лет лишения свободы. Да и в целом санкции за страховое мошенничество в России серьезные: реальные сроки тюремного заключения и крупные денежные штрафы.

    Мошенничество на дорогах разоряет не только страховые компании: чем больше поддельных страховых случаев, тем убыточнее становится ОСАГО для рядовых автомобилистов, и тем выше устанавливаются тарифы на него.

    В ВСС считают, что одной из мер в рамках борьбы с мошенничеством могло бы стать разрешение страховым компаниям увеличивать сроки рассмотрения некоторых страховых случаев. Это касается тех ситуаций, когда у страховой компании есть серьезные подозрения, что ДТП могло быть потенциально подставным, и когда об этом свидетельствуют серьезные аргументы.