Примерно половина вопросов касаются сертификации товаров, которые отправляются за пределы страны. Порядок изменился 9 марта, в частности, постановление правительства РФ № 311 запретило вывоз иностранной продукции во все страны, кроме ЕАЭС, Абхазии и Южной Осетии, а также ДНР и ЛНР. В постановлении № 312 описан порядок поставок в страны ЕАЭС, кроме Беларуси. Наконец, в постановлении № 313 перечислена отечественная продукция, вывоз которой временно запрещен в государства, совершившие недружественные действия в отношении России. Кроме того, экспортерам, чтобы подтвердить происхождение своей продукции или долю российских комплектующих в готовом изделии, необходимо получать в структурах ТПП РФ сертификат СТ-1 на каждую партию. Для многих компаний, которые не попадали под санкции в 2014-м, это непривычно.
Примерно четверть обращений - просьбы засвидетельствовать форс-мажор. Впервые этот инструмент был обкатан во время пандемии.
- Чаще всего бизнесу нужно заключение, потому что он не может исполнить ранее заключенный госконтракт, отправить продукцию за рубеж или получить оттуда, - поясняет вице-президент УТПП Михаил Козлов. - Причиной форс-мажора могут считаться официально объявленные некоторыми государствами санкции, уход компаний с российского рынка, отказ от поставок, отсутствие необходимых товаров.
Однако далеко не каждая проблема бизнеса автоматически приравнивается к обстоятельствам непреодолимой силы. Здесь нет шаблонов, специалисты палаты разбираются с каждым случаем отдельно.
Наконец, третья группа нуждается в экспертных консультациях по проблемам, с которыми столкнулись конкретные предприятия.
- Есть сбои поставок из стран Запада, иногда это сложности логистики, иногда иностранные партнеры испытывают давление со стороны своих властей, а иногда просто проявляют недобросовестность, прикрываясь политической ситуацией. Пытаемся в диалоге с ними и через посреднические структуры решать вопросы, - уточняет Михаил Козлов.
В целом, по его словам, уральские компании не собираются сворачивать экспортную деятельность, как минимум намерены продолжать и даже расширять. С учетом волатильности они хотели бы торговать за валюту. Заинтересовано в этом и государство, ведь 80 процентов валютной выручки предприятие обязано продать, а ее объемы весьма внушительные: в прошлом году экспорт из Свердловской области составил 9,25 миллиарда долларов, импорт - 5,1.
Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства тоже усилил горячую линию: на вопросы бизнеса о том, как работать под санкциями и чем может помочь государство, ежедневно с 9 до 18 часов отвечают 17 сотрудников фонда и четыре приглашенных юриста. За два года пандемии линия обработала почти 70 тысяч обращений.
"Горячая линия" УТПП + 7 (343) 214-87-60, http://vmeste.uralcci.com
"Горячая линия" СОФПП 8 (800) 500-77-85, sof@sofp.ru.