издается с 1879Купить журнал

"Папка вернулся!.."

Встреча дочери с отцом, погибшим в 1943-м под Харьковом, стала возможной благодаря украинским и российским поисковикам

Множество людей, украинцев и россиян, сделали возможной встречу дочери со своим погибшим на фронте отцом.

Михаил Пинкус

Командир Донецкого областного подразделения "Союза поисковых отрядов Украины" Вадим Дегтярь: Хлеб и подсолнечник росли на солдатских костях

20 августа 2021 года

Харьковская область, Балаклейский район, село Байрак Здесь в марте 1943 года 263-я стрелковая дивизия отбивала немецкое контрнаступление, противник пытался сбросить красноармейцев с высокого правого берега в Северский Донец в условиях половодья. А они давили на село, продвигаясь вперед. Сформированная из жителей Архангельской и Вологодской областей, полнокровная и прекрасно вооруженная дивизия вошла в бои сразу по прибытию, с колес. А в апреле-мае уже была выведена на пополнение...

Эти мужики так и остались лежать на поле. Фермер как нас увидел - сказал, что поможет всяко. Уважение таким фермерам.

Последний окоп рядового Алексея Драморецкого.

22 августа

День освобождения Харькова мы встречаем вполне достойно, десять бойцов, медаль и три медальона. За исключением двоих, поднятых неподалеку, остальные лежали на одном небольшом поле гектаров в 30. А всего с него поднято более 40 человек. "Усеяно" - как раз про этот случай и глубина залегания - от 20 до 50 сантиметров. Хлеб, кукуруза и подсолнечник все эти годы росли буквально на солдатских костях.

Народ устал, конечно, на жаре долбить чернозем, все же не самое легкое дело. Но все воодушевлены. А пуще всех - перворазники, идут к нам люди, решившие завязать с диким копом и поднимать бойцов.

О своем решении они ни на миллиметр не жалеют, глаза горят, приятно посмотреть, честное слово. А организация питания и быта стимулирует дополнительно. С утра смена караула, трое уехали - трое прискакали. Мы новым людям рады, присоединяйтесь.

Находка дня, медаль "За боевые заслуги" на квадроколодке, была при "размародёренном" пулемётчике. Как ее пропустили эти уроды - просто чудо. Медаль же - стопроцентно солдата, ходившего в немецких сапогах маленького размера.

Медаль "За боевые заслуги" нашли рядом с останками солдата.

24 августа

Удалось установить владельца медали "За боевые заслуги". Им оказался уроженец Башкирии Дромарецкий Алексей Андреевич, 1909 г. р. На медаль он заработал незадолго до гибели, в должности шофера 216-й танковой бригады 26-го танкового корпуса 5-й танковой армии Юго-Западного фронта. По документам пропал без вести 7 апреля 1943 года. Все сходится четко.

Фамилия у него в разных документах пишется с вариациями: Дромарецкий, Драморецкий, Драмарецкий. А дома его ждала жена Ульяна Яковлевна, проживавшая в дер. Чурыкаево Олинаевского района Башкирской АССР.

Теперь ищем родню!

Поисковик Руслан, который обнаружил бойца и его медаль.

25 августа

Вечером были начаты поиски родных бойца, установленного по медали "За боевые заслуги". Благодаря стараниям Алены Маньшиной из Тольятти найдены близкие нашего солдата, еще жива его дочь Людмила. Искала его всю жизнь. Ждут отца домой.

Огромное спасибо Алене Маньшиной за труд и оперативность!

Алена Маньшина: "Больше всего расстраивает, когда капсула медальона пустая...". Фото: Вера Черенева

Алёна Маньшина: Всё началось с программы "Жди меня"

С поисковиком из Тольятти, нашедшей дочь погибшего бойца, встретилась корреспондент "Российской газеты" и "Родины" Вера Черенева

Родственников Алексея Драморецкого она нашла буквально за один вечер. На словах - очень легко...

- Драморецкий редкая фамилия, я задала поиск через социальные сети, - рассказывает Алёна. - Обнаружила аккаунт девушки Ольги, фотография была похожа на ту, что она, внучка бойца, указала при публикации о деде на сайте "Бессмертного полка". Правда, Алексея Драморецкого призывали из Башкирии, а у нее в профиле указан город Усть-Катав. Но я все равно решила с ней связаться. Попала точно. А Ольга передала информацию своей матери.

Вместе с Драморецким поисковики подняли останки еще трех бойцов, чьи имена удалось установить по медальонам. А Алёна нашла родственников Ивана Валерьевича Рожина, 1922 года рождения, живущих на Вологодчине там он будет похоронен; Михаила Федоровича Ефремова, 1909 года рождения, из деревни Песочная Суздальского района Владимирской области (при нем нашли пластмассовую елочку, видимо, боец взял из дома. Алёна записала рассказ сестры Михаила, Валентины Федоровны, сейчас ей 91 год: "Наша семья была большая, 12 детей, отец служил старостой в храме. Я плохо помню брата Мишу, на фронт он ушел рано утром, поцеловав на прощание нас, самых младших, мы спали"); Ивана Константиновича Костромина, 1915 года рождения из Сысольского района Республики Коми, внуки приняли решение похоронить его на малой родине.

Редкая удача: по медальонам удалось установить имена всех поднятых бойцов!

Поиском родственников погибших Алёна занимается уже 15 лет, за это время каких только ситуаций ни встречала:

- К медальону полагался стандартный бланк, он помещался в капсулу. Но люди писали не только на бланках, кто-то указывал свои данные на клочке газеты, кто-то на вещевой квитанции. А однажды мы нашли останки бойца из Новосибирска, он написал свое имя на оборотной этикетке от рыбных консервов.

К сожалению, бумага истлевает от времени. И далеко не всегда удается разобрать имена. Иногда бланки в медальонах повреждены, иногда они буквально рассыпаются в руках у поисковиков. Но больше всего, говорит Алёна, расстраивает, когда капсула пустая или в ней боец хранил... иголки. Без имени шансы восстановить данные о личности солдата и найти близких - ничтожны.

По оценкам Алёны Маньшиной, заполненные медальоны находят не более чем у 10 процентов погибших. Часто поиск родственников затягивается на долгие месяцы: люди меняли фамилии, переезжали, не зарегистрированы в социальных сетях... В таких случаях помогают запросы в архивы, богатую информацию дают хозяйственные книги в сельсоветах. Нередко именно от Алёны родственники бойцов узнают, что у их дедов, оказывается, были братья, сестры, племянники. Случалось находить информацию о семьях, где на войну уходили все сыновья и никто не возвращался.

- К этим историям относятся очень чутко, особенно на селе. Всегда поддерживает местная администрация. Останки, которые мы привозим, хоронят со всеми почестями.

Алёна пришла в поисковое движение случайно. В 2004 году на форуме программы "Жди меня" она обнаружила объявление о поиске родственников бойца Якова Тимофеевича Зелепутина. Он был земляком Алёны, ушел на фронт из Куйбышевской области. Алёна стала искать родственников, выяснила, что у бойца было две дочери, они вышли замуж и поменяли фамилии. Следы одной все-таки удалось найти. Трубку взял мужчина, оказалось, внук фронтовика. Услышав, что найдены останки его пропавшего без вести деда, мужчина заплакал. На Алёну это произвело такое впечатление, что определило смысл жизни.

Сколько семей благодаря Алёне узнали о судьбе своих дедов и смогли похоронить их на родине, не сосчитать. По самым скромным подсчетам - более 500. А у самой Алёны в 1942 году на Калининском фронте без вести пропал прадед - Степан Савельевич Маньшин. Сейчас в этих местах ведет работу отряд "Пионер". Алёна, чего скрывать, надеется: однажды ей сообщат, что прадед вернулся.

Людмила Драморецкая: Всё снился, стучался в дверь - и достучалась душа

Рядового Алексея Драморецкого предали родной земле с воинскими почестями, под звуки оркестра и оружейные залпы. В городке Усть-Катав на краю Челябинской области поисковиков, доставивших с Украины его останки, ждали дочь Людмила, внуки Алексей и Геннадий, правнуки и правнучки - больше 30 человек.

Память героя почтил собкор "Российской газеты" и "Родины" Михаил Пинкус.

Дорога к храму

Усть-Катав разбросан по взгорьям между петляющими речками Катав и Юрюзань, из-за чего в городе нет ни одного ровного места - сплошь подъемы и спуски. Вот и церковь расположилась на уходящем в небо взгорке.

Отпевание красноармейца намечено на 11 утра. Но дочь Людмила Алексеевна пришла к самому открытию храма, чтобы побыть с отцом наедине. "Много ведь нужно сказать, - пояснила родным. - Столько всего накопилось за целую жизнь".

О чем они говорили? Может быть, о том, как сильно он хотел подержать ее на руках - письмо с известием о рождении дочери пришло Алексею за год до его последнего боя. А может о том, как маленькая Людмилка наотрез отказывалась верить в его гибель и бегала на каждый стук в дверь. И о том, как мама в тяжелые послевоенные годы рвала жилы и откладывала каждую копейку, чтобы оба сына и дочь получили образование и надежную профессию...

Когда дочь красноармейца обратилась к землякам, собравшимся в храме, голос ее дрожал: "Спасибо вам, дорогие мои, спасибо вам всем! - только и смогла вымолвить Людмила Алексеевна. Последние две недели она почти не спала и, по словам родственников, готова была пешком на вокзал бежать - "встречать папу".

Ниточка от внучки

Конечно, семья искала его все эти годы. Тщетно. Но в прошлом году внучка попросила у Людмилы Алексеевны фото прадеда для "Бессмертного полка". От шествия пришлось из-за пандемии отказаться, снимок разместили на виртуальной "Стене памяти". И чудо случилось!

Внучка протянула ниточку поисковику Алене Маньшиной...

Когда она позвонила в Усть-Катав, вспоминают родственники, "бабушка плакала и смеялась, никак не могла поверить!" Весть о том, что на Харьковщине нашли пропавшего без вести солдата, разнеслась по городку мгновенно. Но еще более полугода потребовалось "Союзу поисковых отрядов Украины" и объединению российских поисковиков "Военная археология", чтобы урегулировать на государственном уровне все формальности и добиться передачи останков через границу. Возвращения солдата ждали, к нему готовились. Все расходы взяла на себя администрация города.

А мы накануне похорон встретились с Людмилой Алексеевной Драморецкой.

Рассказ дочери

- Мама мне рассказывала, что после того, как у них родились трое сыновей (младший Анатолий умер совсем маленьким), папа очень ждал девочку. А увидеть меня не успел - забрали на фронт. Вот и отправил маме письмо: "Если родится дочь, назови Людмилой". Письмо опоздало. И когда маме его прочитали (она совсем неграмотная была), то она расплакалась и тут же с метрикой побежала в поселок, чтобы меня переписали. Так и случилось, что 14 октября 1941 года я родилась Ириной, а 20-го стала Людмилой...

- Семья тогда жила в Башкирии, в деревне Чуракаево. Мама работала санитаркой в местной здравнице, уходила на сутки, а меня и братьев оставляла на хозяйстве. Помню, как ходила на пастбище и училась доить корову, а по дороге домой половину молока выпивала от голода. Еще копала вместе с братьями огород - соток двадцать, устраивали запруду, чтобы его поливать. Ссорились с соседскими пацанами, которые старались на свой огород воду повернуть. А потом мирились и вместе играли в войну - "били фашистов"!

- Когда пошла в первый класс, впервые приснился отец. Стучит в двери: "Дочка, открой, я приехал!" Я проснулась - и к маме. А она меня за плечи обняла, за двери выводит, видишь, мол, нет никого, показалось тебе. Как же мне тогда его не хватало! Люто завидовала всем, у кого отцы вернулись. Даже мужу своему завидовала, когда за него выходила.

- Об отце все соседи отзывались только хорошо. Рассказывали, что был мастеровитым и очень добрым. До войны шофером в колхозе работал и, когда заезжал домой на обед, детвору на машине катал.

- Мама ему осталась верна. Ее ведь после войны несколько раз сватали. Но она другого рядом с собой представить не могла.

Отпевание красноармейца. Фото: Михаил Пинкус

Прощание

От храма колонна машин и автобусов направляется на кладбище. Покрытый триколором гроб встречают военный оркестр и еще один почетный караул - из школьников-кадетов.

Под мерный хруст снега траурная процессия растягивается на добрую сотню метров. По решению семьи Алексей Драморецкий упокоится рядом с родными. Края могилы заботливо покрыты свежим лапником. Последние метры даются Людмиле Алексеевне очень тяжело. Простившись с отцом, она опускается на лавочку в семейной оградке.

Вернулся... Фото: Михаил Пинкус

- Вот ведь как в жизни бывает. Всё снился, всё стучался ко мне, и достучалась душа... Нас у него теперь много - будет кому на могилку прийти.