Защита от угона: названы лидеры и аутсайдеры среди популярных автомобилей
Всероссийский союз страховщиков составил новый рейтинг самых защищенных от угона автомобилей в России. Подобные исследования регулярно проводятся в ряде западных стран, но для России они оказываются неверны, поскольку поставляемые к нам иномарки часто сильно отличаются от зарубежных аналогов в части защиты от угона.
Результаты тестирования используются как страховщиками каско в качестве ориентира при установлении тарифа по риску "угон", так и рядовыми водителями для оценки своих потенциальных вложений для защиты автомобиля. Для будущих же покупателей это может стать дополнительным критерием при выборе машины. Кроме того, в ВВС убеждены, что публикация рейтинга приведет к тому, что автопроизводители, чьи модели получили низкие оценки по угонозащищенности, примут меры, чтобы повысить степень защиты своих машин от угона.
Для тестирования были отобраны 18 моделей на основании данных о количестве продаж, проникновении страхования и угоняемости. Оценка штатной защиты автомобиля проходила в четыре этапа: сначала изучалась защищенность от несанкционированного проникновения (250 баллов), затем - от запуска двигателя и движения (475), от изготовления дубликата ключа и смены номеров (225), а также учитывалось наличие мониторингового блока с возможностью подключения к нему блокировки двигателя (50). Таким образом, максимально возможная оценка - 1000 баллов. Но никто из участников рейтинга не смог приблизиться к этому показателю.
Как рассказали в пресс-службе ГК "АвтоСпецЦентр", современные автомобили очень надежно защищены от угона. Практически во всех моделях установлены иммобилайзеры и штатные противоугонные системы. Однако и в этом случае в автомобилях остаются слабые места, которыми успешно пользуются мошенники. Например, систему бесключевого доступа можно обмануть при помощи набора из радиоприемника и передатчика, с помощью которых, передавая сигнал на расстоянии до нескольких километров, можно открыть и завести автомобиль. Еще одной возможностью украсть авто является изготовление электронного "дубля" ключа зажигания, который подходит для открытия дверей во многих моделях.
"Производители не могут обеспечить максимальную защиту от угона, потому что для ее создания необходимо учитывать огромное количество частных факторов. К ним относятся: место использования и парковки автомобиля, популярность модели, личные требования владельца и многие другие. Поэтому сложно спроектировать систему, оптимальную по соотношению цена/качество", - рассуждает инженер-разработчик в области автомобильных компьютерных систем компании "Аркан" Владислав Марченко.
Итак, абсолютным лидером по угонозащищенности признан бизнес-седан Lexus ES, заработавший 809 баллов. Второе место поделили между собой Lexus RX и Skoda Octavia, набравшие 761 и 760 очков соответственно. На третьем месте расположился премиальный кроссовер Audi Q5 с 746 баллами. В среднюю по защищенности категорию автомобилей, получивших от 700 до 500 баллов, вошли Toyota Land Cruiser Prado, Toyota Corolla, Mercedes-Benz C-Class, BMW X5, Kia Sportage и BMW 3-Series.
По словам Владислава Марченко, в заводских комплектациях перечисленных автомобилей уже установлены телематические блоки. Они позволяют дистанционно блокировать двигатель в случае угона. А в новых автомобилях Toyota, Lexus и Skoda все ключи изначально вписаны в память машины. Дописать новый ключ угонщик сможет только, заменив штатные блоки в транспортном средстве. Именно поэтому угон этих автомобилей проблематичен даже с использованием ретранслятора.
А вот наименее защищенными от угона оказались популярные в России легковушки Renault Logan и Sandero, набравшие по шкале угонозащищенности по 246 пунктов. Чуть лучше результаты показали отечественные Lada Vesta и Granta - 253 и 293 балла соответственно. В "пятерку" аутсайдеров попал также кроссовер Nossan Qashqai, чей показатель составил 393 балла.
Как отмечает Владислав Марченко, эти модели очень распространены на российских дорогах. Чтобы оставить их доступными, производители снижают затраты на угоностойкость. Ключи не защищены от ретрансляции и перезаписывания. Кроме этого во многих моделях штатные блоки взаимозаменяемые. Их можно купить на "разборке" за небольшую цену и заменить во время угона на похищенном автомобиле.
Между тем, степень угонозащищенности автомобиля влияет, в частности, на стоимость каско для него и тем самым сказывается на стоимости владения машиной. При этом для страховой компании не всегда целесообразно закладывать более высокий риск угона для конкретной модели автомобиля в тариф по каско.
Например, когда такие машины угоняют слишком часто, этот тариф оказывается чрезмерно высоким, фактически, запретительным для автовладельца. Тогда страховая компания прибегает к иной стратегии - управлению риском угона. Для этого страховщики ведут переговоры с автопроизводителями с целью убедить их ввести некоторые новшества, которые позволят сделать машину более защищенной от угонов. Разумеется, повысить угонозащищенность своего автомобиля каждый водитель может и самостоятельно, установив дополнительные средства защиты от угона в специализированном центре.
Как считает руководитель по допоборудованию "Audi Авилон" Сергей Калинкин, не существует отдельных опций, которые абсолютно защитят от угона автомобиля. Самый надежный способ повысить уровень угонозащищенности своей машины - комплексный подход к безопасности: таким является страхование автомобиля по программе каско, спутниковый охранно-поисковый комплекс, с дополнительно установленными замками подкапотного пространства, блокиратора педали тормоза и защитой диагностического разъема.
По мнению Владислава Марченко, необходимо учитывать, что транспортное средство может быть угнано не только для перепродажи, но и для разбора на запчасти. Поэтому защищать необходимо и дорогие, и бюджетные машины. Бонусом за установку системы для автовладельца будет не только экономия на стоимости каско, но и сам факт того, что машина не будет угнана и владелец не останется без транспортного средства.
"Сейчас стоимость автомобилей выросла более чем на 30%, как и ставки по кредитам. Совершенно очевидно, что клиент, у которого угнали транспорт, не сможет купить аналогичный на сумму выплаты по полису каско от страховой компании. Страховая стоимость автомобиля фиксируется на момент страхования, и, если его стоимость резко возрастает - страховой полис каско не компенсирует в полном размере утрату транспортного средства", - резюмирует эксперт.