Накануне Дня космонавтики корреспондентам "РГ" удалось попасть в этот институт и даже поучаствовать в испытании.
Главный корпус. Массивные двери из дерева, панели на стенах. А здесь - то ли две соединенные между собой производственные тележки, то ли вагонетки или авто. А на самом деле - сдвоенная ходовая часть для управляемого лунохода.
Она (по лунным меркам) достаточно мощная: предполагалось, что на таком "лунном внедорожнике" могут проехать сразу трое космонавтов плюс аппаратура. Этот луноход разрабатывали с прицелом на будущее лунное поселение.
"Изначально предполагалось, что он будет передвигаться на гусеницах - как танк. Но мы предложили систему колес. По многим причинам. В том числе потому, что гусеницы могли соскользнуть с катков, а в условиях Луны их было бы некому поставить обратно", - пояснил главный конструктор по космической технике Сергей Федосеев. Также нужно было учитывать: будущему самоходному аппарату, управляемому с Земли, придется работать в сложнейших лунных условиях. Ожидаемые перепады температур - от минус 120 до плюс 120.
Испытания проводили на разных площадках, в том числе в институте. Нам даже удалось прокатить по имитированной горке настоящее колесо-дублер от настоящего лунохода. Легкое, кстати, колесо. Хотя общий вес "лунного самохода" - 800 килограммов. Земных килограммов. Которые в условиях спутника Земли превращаются примерно в 150 килограммов - за счет гораздо меньшей силы гравитации. На Марсе, кстати, аналогичный транспорт весил бы 250-300 килограммов.
Но с освоением Марса все оказалось сложнее. Марс относительно доступен для полета только примерно три недели раз в два года, когда расстояние между Марсом и Землей минимальное. Расстояние между планетами в зависимости от временного отрезка - от 60 до 400 миллионов километров.
Петербургские ученые продолжают работать на космос. И если вдруг окажетесь на Луне, не удивляйтесь, если увидите, причем в хорошем состоянии, "Луноход-1" и "Луноход-2". Первый появился на спутнике Земли в 1970 году, второй - в 1973-м. Это были первые луноходы в мире. Советские.
Их запуски стали эпохальным событием для человечества. Шасси для них тоже были разработаны в НИИ транспортного машиностроения. Два года назад от первых советских луноходов была получена весточка. Отражатели, установленные на них, были взяты как точка отсчета американскими исследователями с Земли для точного измерения расстояния до Луны.
Антон Свиридов, гендиректор ВНИИ транспортного машиностроения:
- К сожалению, после распада СССР многие разработки в космической отрасли были приостановлены. Однако работа все равно продолжалась. Разработано самоходное автоматическое шасси демонстратора лунохода. А в рамках международной программы "Эврика" - аналогичное шасси для демонстратора планетохода.
Отдельное направление - различное оборудование для МКС. Прежде всего это стабилизированные платформы, на которые крепится высокоточная аппаратура. Да, они выглядят не так эффектно, как луноходы-марсоходы, но это крайне важное оборудование. В институте прорабатывается возможность улучшения характеристик стабилизированной платформы.
Сейчас интерес к космосу возрастает, но международная кооперация с Западом находится под большим вопросом. Прежде всего мы рассчитываем на свои силы. Мы уверены - человечество будет осваивать другие планеты. Ибо Земля, по меткому выражению Константина Циолковского, - это колыбель человечества. Но ведь нужно когда-то и выбираться из колыбели!