13.04.2022 10:46
    Поделиться

    Руководитель оркестра La Primavera рассказал об источниках вдохновения

    Как иногда бывает трудно провести границу между профессиональной деятельностью и хобби! Рустем Абязов хорошо известен как музыкант и руководитель одного из лучших российских академических музыкальных коллективов La Primavera. И кажется, этим все сказано.
    Архив оркестра La Primavera

    Но только для тех, кто не видел личного музея Рустема Юнусовича - островка советского прошлого нашей страны.

    Судьба музыканта

    Рустем Абязов вырос в музыкальной семье. Отец неплохо играл на гармошке, мама и бабушка замечательно пели, а дедушку можно назвать самодеятельным скрипачом. В общем, появление в этой семье профессионального музыканта вполне естественно. По окончании специальной школы при Казанской консерватории Рустем получил направление в Московскую консерваторию при содействии мэтра музыкального мира Татарстана Назиба Жиганова.

    По возращении в Казань Абязов начал карьеру солиста Казанской филармонии. Чуть позже его музыкальная деятельность перешла в педагогическую - после предложения Назиба Жиганова возглавить музыкальную школу.

    - Это было довольно необычно, если учесть мой молодой возраст. Работе в десятилетке я отдал лучшие годы своей жизни и, занимаясь со школьным оркестром, понял, что могу что-то создать и как дирижер. А в 1989 году началась история академического камерного оркестра La Primavera, - вспоминает Рустем Юнусович.

    La Primavera

    В коллектив пришли профессиональные музыканты с консерваторским образованием, поэтому уже в момент своего рождения оркестр стал заметным музыкальным явлением в Казани, да и во всем Татарстане. А уже в 1990 году маэстро Абязов получил предложение от руководства Казанского университета создать университетский оркестр. Так La Primavera получил свой первый официальный статус и один из лучших по акустике залов Казани - актовый зал КГУ. Осталась лишь проблема финансовой стабильности коллектива.

    - Ситуация изменилась после моей встречи с нашим первым президентом Минтимером Шаймиевым. Было принято решение дать нам статус муниципального оркестра. Возможность получать заработную плату привела к временному кризису. Все музыканты уже где-то работали, и им пришлось делать выбор. Это был серьезный кризис, но из него нам удалось выйти довольно быстро.

    Через несколько лет, после второй судьбоносной встречи, уже с президентом Рустамом Миннихановым, оркестр получил автономию. Это произошло 9 апреля 2012 года. Вот так к своему 25-летию La Primavera более-менее встал на ноги финансово и приобрел официальный статус.

    Наш коллектив совершенно особенный. Оркестр, добившись общественного признания и государственной поддержки, не стал замыкаться на академической музыкальной деятельности. Это могут подтвердить жители 21 села Татарстана, в чьих клубах в рамках специальной программы звучала классическая музыка в исполнении La Primavera.

    - Среди зрителей были люди, никогда не слышавшие классической музыки даже по телевизору. Играть для них было уникальным опытом. Еще был потрясающий опыт работы с детьми с ограниченными возможностями. Мы сами придумывали и проводили интерактивные концерты в специальных школах и интернатах для детей с тяжелыми заболеваниями, включая ДЦП.

    Музыка любого поколения

    По мнению Рустема Юнусовича, говоря о татарской музыке, в первую очередь необходимо вспомнить о гениальном мелодисте Салихе Сайдашеве. Он стал для татарского народа композитором, чье влияние на музыкальную культуру сопоставимо с ролью Габдуллы Тукая в поэзии. Поэтому Сайдашевские программы - это обязательная составляющая концертной деятельности La Primavera. Но если говорить о самом ярком явлении на музыкальном небосклоне Татарстана, то это "Шурале" Фарида Яруллина.

    - Его музыка удивительно красива и свежа по своей мелодике, и, как мне кажется, это лучшее из произведений татарских композиторов. Балет "Шурале" шел на сцене Мариинки и Большого, но Фарид Яруллин не успел полностью закончить свою работу. Он погиб на фронте Великой Отечественной, поэтому завершенное произведение создали совсем другие люди. Кстати, еще до недавнего времени не было сюиты из балета "Шурале".

    В 2011 году несправедливость по отношению к жемчужине татарского искусства была исправлена. Рустем Абязов получил от Министерства культуры Республики Татарстан государственный заказ на создание сюиты из балета "Шурале". Так появилось довольно большое музыкальное произведение, на 50 минут, а немного позже директор Татарского театра оперы и балета попросил композитора пересмотреть уже всю партитуру балета.

    - Я с удовольствием выполнил эту работу, надеюсь, новая версия балета когда-нибудь будет исполнена на сцене. В 2020 году сделал аранжировку Большой сюиты для своего оркестра, и она впервые прозвучала на "Абязов-фестивале" в совместном проекте с театром кукол. Замечательный режиссер Ильгиз Зайниев поставил на эту музыку спектакль под названием "Shurale: новая фантазия".

    От деревенского быта до советских технологий

    Окружающий нас мир настолько сложен и интересен, что удержаться в рамках профессиональной деятельности невозможно. Может быть, поэтому, помимо работы, пусть даже очень интересной и содержательной, есть у людей и простые увлечения, иногда перерастающие во что-то очень серьезное и значительное.

    В музее представлена всевозможная техника советских времен - от фотоаппаратов "ФЭД" до музыкальных колонок. Фото: Архив оркестра La Primavera

    Несколько лет назад известный казанский музыкант Дмитрий Бикчентаев подарил Рустему Юнусовичу несколько предметов деревенского быта, в том числе настоящий лошадиный хомут. Так началось создание личного Музея советского хлама (в хорошем смысле этого слова!). Сегодня в этом музее собраны мечты каждого советского человека: радиоприемники "Альпинист" и "Спидола", фотоаппараты "ФЭД", виниловые пластинки 70-х годов, настоящая крестьянская коса, чернильница-непроливайка и много чего другого.

    - Есть идея воссоздать атмосферу жизни, материальный быт советского ребенка, трех периодов его роста: октябренок, пионер, комсомолец. Все это я прошел сам. Однако экспонатом музея стал комсомольский билет моей сестренки (у меня не сохранился).

    Заметим, что это фундаментальный принцип музея. Каждая новая вещь должна вписываться в тему. Если, скажем, появились предметы сельского быта, то со временем они должны создать образ крестьянского жилища в советском селе. Музей, таким образом, не просто набор вещей, это материальная история советского прошлого. Есть тут советские фотоаппараты, начиная с первых ФЭДов. Мало кто знает, что их первые партии выпускались в Коммуне имени Дзержинского, руководимой советским педагогом А.С. Макаренко.

    - Есть в музее советские монеты с 1961 по 1991 год. Мне интересен именно тот период, так как это годы моей жизни в СССР, - продолжает маэстро. - Вообще здесь очень много самых разных и зачастую удивительных вещей, которые сделаны в СССР. Сейчас трудно себе представить, что первая автоматическая коробка передач появилась на автомобиле "Волга" в 1956 году, что советская промышленность выпускала фотоаппараты с панорамной съемкой. Среди моего "хлама" много вещей, хорошо известных любому человеку, выросшему в СССР. Хрустальные вазы, бывшие в большой моде. Настоящий мельхиор, в который, кстати, после войны стали добавлять цинк.

    Это именно музей, а не личная коллекция. И, может быть, в обозримом будущем Музей советского хлама станет доступен всем, так же как и музыка в исполнении La Primavera. Это две стороны эстетического мира Рустема Абязова - музыканта и композитора, коллекционера духовных и материальных ценностей, составляющих красоту нашей жизни.

    Поделиться