Правительство не поддержало поправки об ответственности за опасное вождение

Правительство не поддержало депутатский законопроект, который устанавливает ответственность за опасное вождение. В отзыве говорится, что одна лишь видеофиксация такого нарушения противоречит статье Кодекса об административных правонарушениях, устанавливающей равенство между всеми собранными доказательствами.
Александр Корольков/РГ

Впрочем, авторов законопроекта отрицательный отзыв правительства не смутил. Как подтвердил "РГ" один из них - глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, законопроект все равно будет внесен в Госдуму.

Напомним, согласно ему КоАП предлагается дополнить статьей 12.18.1. В ней "умышленное опасное (агрессивное) вождение, повлекшее угрозу возникновения аварийной ситуации или угрозу безопасности другим участникам дорожного движения", предлагается наказывать штрафом 5 тысяч рублей. А за повторное нарушение - штрафом от 5 до 10 тысяч рублей или лишением прав до 1 года. При этом полномочиями по рассмотрению таких дел должны наделяться только судьи.

Кроме того, в предлагаемой статье есть примечание, в котором сказано, что обязательное условие привлечения водителя к ответственности - наличие доказательств нарушения в виде видеозаписи. И вот именно это примечание правительство не устроило. Ведь согласно главе 26 Кодекса, никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Также правительство напомнило, что в Госдуме уже есть правительственный законопроект об опасном вождении, который прошел первое чтение. Как стало известно "РГ", ко второму чтению в нем предлагаются наказания, более суровые чем те, что предусматривались при его внесении.

Еще одна тонкость депутатского законопроекта. Согласно предложенной формулировке, необходимо доказать умысел в "опасном вождении", а это очень сложное дело.

Опасным признается такое вождение, когда совершено несколько грубых нарушений, создавших к тому же угрозу жизни и имуществу других

Недавно в Госдуме завершила работу межведомственная рабочая группа по определению ответственности за опасное вождение. Но итог ее работы - подготовка и внесение предложений по ужесточению ответственности за систематические нарушения тех, кто ранее был лишен прав. Вплоть до конфискации автомобиля. А главный вопрос - ответственность за опасное вождение - по-прежнему остается открытым.

Дело в том, что в правилах сама формулировка "опасного вождения" очень сложна. Человек должен совершить несколько нарушений. А именно невыполнении при перестроении требования уступить дорогу другой машине. Или при перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты. Несоблюдение безопасной дистанции или бокового интервала. Сюда же относится резкое торможение, когда оно не требуется для предотвращения ДТП. А также препятствовании обгону. И все это при условии, что такие действия создают угрозу жизни и имуществу других участников движения. Но каждое из этих нарушений имеет свой состав, прописанный в КоАП. По закону о полиции, сотрудники должны пресекать любое такое нарушение. То есть состава "опасного вождения" вообще возникнуть не должно, если рядом есть инспектор ГИБДД.

Недавно разработчики систем фотовидеофиксации похвалились, что сумели обучить камеры выявлять такие нарушения. Однако это вызывает большие сомнения, поскольку камера имеет ограниченный радиус действия. А для признания его вождения опасным водитель должен совершить подряд несколько нарушений, которые сложно устроить на коротком расстоянии.

Пожалуй, единственный реальный способ выявления подобных нарушений возможен только с помощью скрытого патруля. Ведь инспектор в машине без раскраски не может остановить нарушителя. Но может свидетельствовать о его нарушениях.