В Екатеринбурге на Bach-fest сыграли баховские редкости

Согласно статистике, нынешний Bach-fest в Екатеринбурге собрал почти 200 тысяч слушателей, посещавших его концерты и смотревших трансляции из Свердловской филармонии во всем мире. Цифры говорят за себя, учитывая особенности нынешней политической ситуации и нюансы международной афиши, которую в прямом смысле пришлось перестроить на ходу.

Ситуация к открытию фестиваля была форс-мажорной: не приехали зарубежные исполнители, немецкий дирижер Кай Йоханнсен, уже репетировавший с екатеринбургскими музыкантами, улетел накануне концерта, часть программ заменяли целиком. Между тем, по словам арт-директора Bach-fest, органиста Тараса Багинца, ни одного концерта не было отменено, и все девять программ по теме "Бах и французская музыка" состоялись с участием российских музыкантов.

К слову, ориентирование афиши на заданный музыкальный сюжет - программный принцип Bach-fest: музыку великого кантора здесь исполняют в окружении сочинений композиторов разных стран - Италии, Германии, Франции, Британии. Причем, со времен основания фестиваля в 2011 году публике представляют своего рода "энциклопедию" баховского творческого мира - "вселенную Баха", в орбиту которой входит и барочный репертуар в исторически корректной интерпретации, и связанные с Бахом тончайшими нитями традиции сочинения других эпох, жанров - от симфоний, концертов, транскрипций до партитур ХХ века.

Так, на открытии фестиваля Тарас Багинец в своей виртуозно-экспрессивной манере исполнил монументальный Концерт для органа, литавр и струнного оркестра (1938) Фрэнсиса Пуленка, написанный в духе величественных органных импровизаций эпохи Баха, а московский оркестр Pratum Integrum, специализирующийся на барочном репертуаре и играющий на исторических инструментах, устроил настоящий живой агон из сочинений Баха и его друга Телемана. Были и другие "аутентичные" погружения в звучание инструментов эпохи Баха: в сольной программе клавесинной музыки (Бах с французами Купереном и Рамо), звучал раритетный инструмент Свердловской филармонии - точная копия французского клавесина Бланше 1730 года, настоящее произведение искусства.

Среди событий фестиваля - "Парад органистов" ко дню рождения Баха, в котором выступили молодые российские органисты из разных городов, программа гимнов и хоралов - от барокко до романтиков, органные репертуарные редкости. Вообще, многие сочинения, исполняющиеся на фестивале, в Екатеринбурге звучат редко или впервые, открываются не только публике, но и исполнителям. И в этом не только программный тренд Bach-fest'а, но и его длинная стратегия, позволяющая формироваться традиции барокко в городе.

"Для исполнения барокко требуется особая специализация: другие инструменты, отношение к звуку, к штриху. Барокко - это отдельный мир, которым занимаются барочные коллективы. Но на нашем Bach-fest'е екатеринбургские музыканты получили возможность работать с этим репертуаром, пытаться играть в исторически информированном ключе, репетировать со специалистами, - рассказал Тарас Багинец. - Мы специально приглашали немецких дирижеров, они работали с музыкантами Уральского молодежного симфонического оркестра и хора Свердловской филармонии над произношением слова, над штрихом, над манерой исполнения в кантатах и концертах. Молодые музыканты поразительно быстро все схватывают, и я очень надеюсь, что нам удастся собрать в филармонии собственный барочный коллектив. Кадры для этого уже есть".

Подтверждением этому стал заключительный концерт, где в исполнении музыкантов Уральского молодежного оркестра (дирижер Алексей Доркин) и приглашенных солистов прозвучали все шесть Бранденбургских концертов Баха - редкость для российской сцены. Между тем, в этих излучающих радость духа concerto grosso удалось блеснуть каждому исполнителю, в том числе и Тарасу Багинцу - в виртуозной клавесинной каденции (Концерт №5), и Марине Катаржновой в сольной скрипичной партии Четвертого и Пятого концертов, и Ольге Ивушейковой в партии флейты (Концерт №5), и молодым солистам Уральского оркестра. Это было не состязание, а непрерывное развертывание сверкающей баховской музыкальной материи - жизнеутверждающей, лучезарной. Несмотря ни на что.

Кстати

В следующем году Екатеринбург будет отмечать свое 300-летие, и программа Bach-fest'а будет посвящена музыке Баха и его современников, написанной в 1723 году. На открытии прозвучит 60-я Кантата Баха, дата написания которой совпадает с официальным днем рождения Екатеринбурга - 7(18) ноября 1723 года.

Прямая речь

Директор Свердловской филармонии Александр Колотурский

Как отражается нынешняя ситуация на филармонической жизни?

Александр Колотурский: Честно скажу, закрывшийся международный обмен - не самая страшная проблема для филармонической деятельности в России. Во-первых, у нас своих музыкантов много, и нынешняя ситуация заставит посмотреть шире на наши артистические силы - особенно на молодых, потому что они требуют раскрутки и продвижения. Конечно, Москва работает по другим законам, ориентируется на звезд, на уникальные коллективы и больше зависит от этой ситуации. Но у российских филармоний проблема скорее не в этом, а в ситуации в обществе. Если в 2019 году мы заканчивали сезон с 96 процентами загрузки зала, то теперь у нас в среднем - 75 процентов. Мы как работали, так и работаем, а зал уменьшился на 20 процентов. Почему? Потому что искусство, тем более, филармоническое не является первой необходимостью у человека.

Одновременно по объективным причинам наши расходы растут, а доходы - нет. Но если везде цены растут, то и у нас они должны расти. Потому что увеличиваются расходы на дорогу, на проживание, на гонорары. При этом все еще живут старым пониманием. Говорят: "Видите, какой евро? - Какой евро? Мы же в рублях! - Ну, и что? А я-то стою вот так..." Это рынок. С другой стороны, рынок должен приспособиться. Мы это уже проходили в 2009 году. И мы тогда четко перешли на рубли и сказали: вот такая гарантированная стоимость. А наша публика уже получила два удара. Первый удар - пандемия. Второй удар - нынешняя инфляция и общее финансовое состояние.

При этом продажа абонементов на следующий сезон идет?

Александр Колотурский: Да, продажа открыта с 1 февраля. Но пока у нас продано только 3500 абонементов. Это очень мало. Прежний показатель был 8,5 тысячи. Но ведь какой процент населения ходит в концертные залы? По статистике, в лучшие мировые залы - всего 5 процентов. В театры - от 7 до 12. В кино - 20-25. Поэтому нашу публику мы должны лелеять, работать с каждым индивидуально, чтобы довести эту цифру до 99.

Что теперь будет со строительством нового филармонического зала, удастся ли сохранить проект бюро Захи Хадид?

Александр Колотурский: У нашего правительства, невзирая ни на какие удары судьбы, не пропало желание построить этот зал. Но мы заинтересованы, чтобы имя Захи Хадид оставалось, потому что это проект мирового уровня - другого нам не надо. И дело не в филармонии: без такого современного комплекса сегодня уже Свердловской области и Екатеринбургу не обойтись. Надо подождать, чтобы положение в стране как-то устаканилось. Все будет. Не остановится ничего.