Поделиться

Почему нельзя выбрасывать отходы животноводства на поля

В декабре 2021 года группа сенаторов из Совета Федерации направила в Государственную думу РФ проект федерального закона "О продуктах жизнедеятельности сельскохозяйственных животных и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" № 47435-8.

Основная новелла законопроекта - это вывести отходы животноводства из-под действия 89-го Федерального закона "Об отходах производства и потребления", тем самым признав их побочным продуктом сельхозпроизводства.

По-прежнему выгоднее выбросить отходы сельскохозяйственного производства, а не утилизировать их. Из 150 миллионов тонн отходов в животноводстве и птицеводстве в год перерабатывается только несколько процентов. Всего же сельское хозяйство ежегодно производит 250 миллионов тонн отходов.

Я к чему? Народ наивно полагает, что навоз - это экологически безупречно. Нет! Согласно расчетам, бесподстилочный навоз и помет по уровню химического загрязнения окружающей среды в 10 раз более опасны по сравнению с ТКО (твердыми коммунальными отходами). Они относятся к категории нестабильных органических загрязнителей. По данным ВОЗ, отходы животноводства являются фактором передачи более 100 видов различных возбудителей болезней животных и человека.

Эти отходы часто остаются в полях - как и излишки средств защиты и удобрений.

Аграрии могут вносить навоза гораздо больше всяких норм, и никто их не поймает за руку. Зафиксировать превышение выбросов навоза в поля достаточно сложно, к тому же выписываемые штрафы несущественны.

В результате такой халатности возникает эрозия почв. И российское сельское хозяйство недополучает из-за этого около 3,9 миллиона тонн сельхозпродукции в год. В денежном эквиваленте почвенная эрозия может приносить до 25 миллиардов рублей убытков в год.

Сейчас за отходы АПК надо платить полным рублем, внося плату за негативное воздействие на окружающую среду. Если считать, что все отходы 4-го класса, хотя больше половины относятся к 3-му классу опасности, плата за негативное воздействие составит около ста миллиардов рублей в год, которую недополучит бюджет. Можем ли мы позволить себе такую роскошь в условиях санкционного давления? Нет и еще раз нет!

Исследование потенциала рынка органических удобрений в России показывает дальнейший рост сектора. Развитию рынка способствует дефицит органики и истощение почв в странах Юго-Восточной Азии и Индии.

Народ наивно полагает, что навоз - это экологически безупречно. Нет!

Поэтому на первое место выходит кооперация. Необходимо создание региональных и межрегиональных предприятий по производству органических удобрений из отходов АПК. Такое решение позволит вовлечь отходы животноводства в экономику замкнутого цикла.

Если законопроект все же будет принят, то мы выпустим джина из бутылки, так как можно рассматривать отходы любого производства как побочные продукты, а аграрии получат возможность не только все кидать на поля, минуя природоохранное законодательство, но и не получать лицензии и перепрыгивать все необходимые этапы переработки навоза как опасного отхода.

Мнение экспертов в сфере экологической и биологической безопасности пока что расходится с мнением сенаторов. А вопрос предстоит решать правительству РФ. Надеемся, что мы будем услышаны.