- По прочности и пластик не уступает металлу, зато имеет ряд преимуществ, - пояснил корреспонденту "РГ" автор разработки, менеджер инновационных проектов Омского государственного технического университета Петр Мельников. - Обычный велосипед, к примеру, при ударе может погнуться, лишиться краски. У цветного пластика сколов и ржавчины не будет никогда. Служить такая машина сможет не менее 15-20 лет.
Еще один плюс "эковелика" - удешевление производства. По словам изобретателей, процесс изготовления традиционного велосипеда предполагает многоступенчатость. Металлическую конструкцию надо сначала нарезать, сварить, потом обработать, покрасить. Каждая операция требует рабочих рук. С пластиком все гораздо проще, быстрее и экономичнее: детали можно штамповать без доработки, процессом управляет робот. На изготовление одной рамы уходит всего минута, при этом изделие будет стоить 300-400 рублей, что в десять раз дешевле, чем из металла.
Первые образцы эковелосипеда политехники представили на промышленной выставке "Промтехэкспо - 2022" в Омске. Планируют наладить мелкосерийное производство в вузовских цехах, а сейчас ищут инвестора.
- Самая дорогая и сложная часть проекта - форма для литья, стоимостью около пяти миллионов рублей, - поясняет Петр Мельников. - Надеемся выиграть грант, который поможет запустить пластиковые велосипеды в серийное производство. Для начала будет достаточно рам. Уже есть компании, заинтересованные покупать именно рамы и комплектовать эковелосипеды по своему усмотрению.
Это уже не первое экологическое изобретение молодых омичей. В прошлом году на международном форуме "Армия" они представили электроскутер "Марс". Компактный, маневренный, заряжаемый от обычной розетки транспорт, который востребован, например на авиабазах и в аэропортах, привлек внимание специалистов. В ближайшее время к его выпуску приступит омское машиностроительное предприятие. В числе потенциальных заказчиков - бывший батальон конной полиции, решивший пересесть на простой в управлении электротранспорт, который можно использовать при патрулировании где угодно, в том числе в парках, где гуляют родители с детьми
- На одной зарядке со скоростью до 45 километров в час он может проехать сто километров. Весит как велосипед, не оставляет углеродного следа и не требует водительских прав, - подчеркивает Петр Мельников.
Сейчас омские изобретатели работают над универсальной конструкцией электроскутера, позволяющей трансформировать его в трех-четырехколесное средство, устанавливать мотоколяску для детского кресла, подвижный блок для перевозки малогабаритных грузов и другие полезные блоки.