21.04.2022 07:49
    Поделиться

    Как обеспечить растущий Екатеринбург питьевой водой на долгие годы

    Острый дефицит питьевой воды сдерживает развитие полуторамиллионного Екатеринбурга. На перекачку воды из Челябинской области мегаполис ежегодно тратит полмиллиарда рублей - и это только плата за электроэнергию. Говорят, выход есть всегда. Что предлагают эксперты, выяснял корреспондент "РГ".
    Елена Елисеева

    Выбирая в 1723 году подходящее место для строительства железоделательного завода, Василий Татищев, конечно, не помышлял о том, что здесь будет через 300 лет. Тогдашних запасов реки Исеть, тем более после сооружения плотины, с лихвой хватало для скромных промышленных и бытовых нужд. Сегодня город-завод превратился в четвертый по численности населения мегаполис России. Он продолжает расти, и утолить его "жажду" становится все труднее.

    - Генплан развития Екатеринбурга и екатеринбургской агломерации предполагает к 2040 году численность населения два миллиона человек. Однако водный баланс уже сейчас является отрицательным. Степень заполненности местных водохранилищ составляет 60-65 процентов, - констатирует ректор Уральского государственного горного университета Алексей Душин.

    Да и качество воды нельзя назвать удовлетворительным: сам же Екатеринбург и является главным загрязнителем Исети. Из расположенных здесь 66 источников сброса стоков только шесть имеют очистные сооружения. Более того, программа развития очистных до 2024 года предусматривает дополнительную реорганизацию всего трех объектов.

    Проблема питьевого водоснабжения напрямую угрожает не только будущему, но и настоящему Екатеринбурга. Запасов ближайших водохранилищ - Волчихинского, Верхнемакаровского, Мариинского - столице Урала давно не хватает, она вынуждена перебрасывать воду из Челябинской области, за сто с лишним километров.

    - Нязепетровское водохранилище сегодня реально спасает Екатеринбург. Минувшей осенью дефицит воды составлял 90 миллионов кубометров. Мы качали из Нязепетровского и Мариинского водохранилищ всю зиму, прекратили только в конце марта, - сообщил технический директор ЕМУП Водоканал Кирилл Шутов.

    Соседи от этого не в восторге - у самих с питьевой водой не все в порядке. Состояние практически всех водохранилищ Среднего и Южного Урала вызывает тревогу экспертов. Гигантским рукотворным чашам не менее 40-50 лет, в связи с эрозией почв, вырубкой лесов в водоохранной зоне, ростом водопотребления они мелеют - глубина уменьшилась в среднем на метр.

    - Мы специально замеряли два года назад: в месте сброса в Верх-Исетский пруд в районе очистных сооружений глубина составляла всего 40 сантиметров. А соседнее озеро Здохня вообще исчезло, - говорит зампредседателя Общественной палаты Свердловской области Владимир Винницкий.

    Его слова подтверждают многолетние исследования Волчихинского водохранилища. Водный объект с 70-летней историей испытывает такую нагрузку, что средняя глубина уменьшилась до 2,5 метра. К тому же водоем зарастает.

    - Причины известны, прежде всего увеличился частный водозабор. Водохранилище питает река Чусовая, а на ней стоят Полевской, Дегтярск, Курганово плюс огромное количество коллективных садов. Правила эксплуатации водосборной площади СНТ не соблюдают, как, впрочем, и санатории, базы отдыха. Предлагали даже создать "предводохранилище" для первоначальной очистки воды, но воз и ныне там. Между тем Волчихинское водохранилище остро нуждается в реабилитации, и начинать ее нужно с реки Чусовой, - считает завотделом научно-методического обеспечения восстановления и охраны водных объектов ФГБУ РосНИИВХ доктор технических наук Александр Попов.

    В перспективе неизбежно создание новых питьевых резервуаров - Шишимского и Дарьинского водохранилищ, хотя они не покроют и половину потребления мегаполиса, да и находятся далеко

    Кстати, по самой кромке водоема проходит железная дорога, а это тоже фактор риска. Если произойдет чрезвычайная ситуация, что будет пить Екатеринбург? По мнению Кирилла Шутова, в перспективе неизбежно создание новых питьевых резервуаров - Шишимского и Дарьинского водохранилищ, хотя они не покроют и половину потребления мегаполиса, да и находятся далеко. Еще один пруд может выступить в роли отстойника.

    - Необходимо продолжать изыскания, ведь резервные водохранилища все равно необходимы. Вопрос упирается в деньги. Цена строительства одного такого объекта - 22 миллиарда рублей. К подобным "жертвам" Екатеринбург пока не готов. Однако, когда вода закончится, не спасут никакие деньги - в один момент такую масштабную стройку не осуществить. В итоге может наступить день, когда городу просто физически не хватит воды, даже технической, - предостерегает Шутов.

    Возможно, стоит поискать воду под землей, как сделали в Тюмени? Увы, вокруг Екатеринбурга немного крупных подземных источников. К тому же отсутствует механизм контроля за их сохранением и использованием. Но самое главное - большая часть разведанных подземных запасов "заблокирована": на участках уже стоят коттеджи и даже высотки.

    - Например, разведаны источники в Горном Щите. Но, когда началась активная застройка, из четырех скважин мы нашли только две, причем одна из них уже находилась под новым домом. Получается, те, кто раздавал участки под жилье в пригороде, просто наступили на горло жителям Екатеринбурга, - подчеркнул Шутов.

    По идее, вокруг таких скважин необходимо формировать охранные зоны и постоянно их контролировать, но соответствующих полномочий у водоканала нет. Бороться со строительным лобби трудно. Кроме того, некоторые подземные источники с большим потенциалом уже вовсю эксплуатируют частные компании по производству бутилированной воды.

    - Все вопросы по развитию подземных источников должна решать администрация Екатеринбурга, но, когда за выделение земли отвечает то город, то область, получается "лебедь, рак и щука", - подытожил технический директор водоканала.

    Есть еще один вариант - вовлечь в систему водоснабжения Екатеринбурга шахтные воды. Их все равно приходится откачивать, иначе не только забои, но и населенные пункты будут затоплены. Так почему бы не пустить этот ресурс в водопровод, если качество позволяет? С таким предложением, в частности, обратилось руководство Березовского рудника, о чем недавно рассказывала "РГ" ("Золотой поток", "Экономика Уральского округа" от 24.03.2022).

    - Объем выкачиваемой из шахты воды составляет 29,5 кубометра в сутки. На обычную откачку и сброс в реку воды мы тратим 270 миллионов рублей. Но ведь эту воду можно пить. Уверен, прокладка каналов до Екатеринбурга весьма перспективна, - считает исполнительный директор предприятия Александр Третьяков.

    Исследовать воду на глубоких горизонтах золотодобытчики начали с 2010 года. Была разработана программа использования подземных вод, под контролем Роспотребнадзора составлена дорожная карта. Лаборатория Центра гигиены и эпидемиологии региона сделала вывод, что органических и микробиологических загрязнений в шахтной воде нет, все показатели в норме, а техногенное воздействие отсутствует. Тем более что на финальном этапе подземная влага пройдет и стандартную водоподготовку. Однако выяснилось, что санитарные правила и нормы распространяются только на воду из открытых или подземных источников. А насчет шахтной воды никаких указаний нет.

    - Мы уже разработали проект зон санитарной охраны, месяц назад передали его в Роспотребнадзор региона. Но санврачи не хотят брать на себя ответственность, ведь тогда придется инициировать изменения в законодательство. Замкнутый круг, - сетует Третьяков.

    Пока этот проект обсуждается, эксперты изучают другие варианты избавления мегаполиса от жажды. В их числе пополнение Мариинского водохранилища за счет реки Серги. Говорят, если построить водозабор, речка способна давать полтора кубометра воды в секунду и полностью наполнить чашу Мариинки. Другое предложение: перевести Ревду и Первоуральск на подземные источники, чтобы из Волчихинского водохранилища пили только екатеринбуржцы.

    Поделиться