Российская ИТ-отрасль готова заменить зарубежное ПО
Перечень компаний, в той или иной степени "заморозивших" свою активность на российском рынке, довольно внушителен. Здесь Microsoft, Apple, поставщик сетевого оборудования Cisco Systems, производитель систем управления базами данных Oracle, разработчик ПО для строительства и машиностроения Autodesk, компании Adobe, SAP и др.
Иностранные компании поставляли большинство программных продуктов, используемых в нашей стране. Так повелось еще с 90-х годов и сохранилось до сих пор. Даже когда Россия взяла курс на импортозамещение, привыкшие к иностранному софту предприятия не торопились переходить на отечественное ПО. Сейчас ситуация стала резко меняться. Спрос на российские программные продукты, по оценкам представителей отрасли, вырос от трех до шести раз.
"Разработчики, создающие офисный софт, говорят, что не успевают обрабатывать поступающие заказы. Растет спрос и на операционные системы, хотя и не так сильно. У нашей группы компаний резко вырос спрос на решение, защищающее системы управления технологическими процессами крупных предприятий от внешних угроз", - рассказала "РГ" председатель правления Ассоциации разработчиков программных продуктов "Отечественный софт", президент ГК InfoWatch Наталья Касперская. Впрочем, по ее словам, рост спроса - это хорошая проблема.
Подобные "проблемы" возникли у многих отечественных производителей ПО. Логично встал вопрос: готов ли российский софт заменить импортный? В разных сегментах ситуация отличается. К примеру, в сегменте информационной безопасности импортозамещение практически не требуется - по данным АРПП "Отечественный софт", доля российского ПО здесь достигла 90 процентов еще в 2019 году. А вот с прикладными продуктами хуже - отечественного софта там от 15 до 60 процентов.
Доля иностранного ПО для автоматизации контактных центров и в системах для управления ИТ-подразделениями составляла от 30 до 40 процентов, рассказал "РГ" исполнительный директор и член совета директоров NAUMEN Игорь Кириченко. "Но в последние годы доля иностранного ПО сокращалась, - отметил он. - С одной стороны, оно всегда получало кратно больше инвестиций и имеет "больше строк кода", с другой - зачастую это не самые современные архитектуры. Сейчас борьба зарубежного и российского ПО идет вполне на равных, в том числе в ценовой политике. В тех классах программных продуктов, где работает NAUMEN, нет никаких специфичных сложностей и переход на отечественный софт абсолютно не затруднен".
По словам главы компании, за последний месяц спрос на ее продукцию вырос на 50 процентов, но это клиенты, переговоры с которыми начались еще раньше. "Важно отметить, что ни заказчики, ни мы не закладывали человеческие ресурсы на такой объем проектов, а они не менее важны ресурсов финансовых, - отметил Игорь Кириченко. - В связи с этим мы рекомендуем организациям быстрые решения в виде готовых и облачных продуктов, которые могут закрыть от 60 до 90 процентов задач за считаные дни и недели, и уже вторым шагом проводить глубокую адаптацию".
Важно отметить, что процесс перехода на отечественное ПО начинается не с нуля. Импортозамещение в этой сфере активизировалось еще в 2014 году с введением первых санкций в отношении России. Отечественных разработок становилось все больше, и в 2016-м появился Реестр российского ПО, содержащий сведения обо всех программных продуктах, созданных в нашей стране. Сегодня их уже около 13 тысяч, и там можно найти аналоги многих зарубежных программ.
Заменить можно многое, в том числе операционные системы, хотя в этом сегменте традиционно доминирует зарубежное ПО. Даже в госсекторе, по экспертным оценкам, российские ОС занимают менее 10 процентов. Но эта цифра может подрасти. Во всяком случае при приобретении нового ПО по госзакупкам доля отечественных операционных систем в 2021 году уже составляла порядка 50 процентов, рассказал "РГ" руководитель направления перспективных исследований ГК "Астра" Роман Мылицын. По его словам, российские ОС готовы решать все необходимые задачи. "Если мы говорим о выполнении какой-то функции, например, наборе документа или электронной подписи, то все будет работать так же, как и на зарубежных ОС, - отмечает он. - Мы сейчас внедрили свою систему в "Росэнергоатоме", и все конечные задачи выполняются. Другое дело, что все это работает по-другому. И кнопки находятся в другом месте, и программы другие - нужно будет к этому привыкнуть".
Да, многие российские программные продукты не столь привычны пользователям, как зарубежные. Но у них есть свои плюсы. "Преимущество отечественного ПО, в первую очередь, в том, что его не отключат извне, по приказу, - отмечает Наталья Касперская. - Во-вторых, разработчики находятся здесь, рядом и готовы дорабатывать свои системы по требованию заказчиков. В-третьих, из-за близости разработчика и понимания отечественной специфики системы могут быть намного лучше адаптированы к российским условиям, чем иностранные.
Наверное, где-то российские продукты уступают по удобству. Но комфорт и удобство вообще слегка уходят из нашей жизни. И не только из российской действительности. Сейчас мир вползает в глобальный экономический кризис, и ключевая задача нового времени - не удобство, а обеспечение бесперебойной работы важнейших производств. Думаю, отечественные компании-разработчики смогут ее обеспечить с помощью своего ПО", - считает Наталья Касперская.
Еще одна сложность - это совместимость российских программных продуктов между собой. Но эту проблему можно решить сообща. "Зачастую специализированное ПО, которое используется различными организациями, существует в версиях только для Windows, поэтому проблема даже не в переходе на другую операционную систему, а в поиске совместимого ПО с аналогичным функционалом, - отмечает Роман Мылицын. - В условиях, когда все доступно, в том числе иностранное ПО, сложно собрать команды разных компаний, чтобы они начали делать совместимые решения. Но нынешняя ситуация - это огромный стимул для всей отрасли и всех разработчиков объединить свои усилия. Сделать так, чтобы в итоге экосистема российских решений стала сопоставимой с иностранной и даже превзошла ее".
Уход зарубежных разработчиков программных продуктов значительно ускорит процесс перехода российских компаний и других структур на отечественное ПО, уверена Наталья Касперская. Во-первых, с уходом целого ряда американских и европейских поставщиков ПО значительно ослабнет маркетинговое и лоббистское давление на отечественную разработку. Во-вторых, у заказчиков, по сути, не останется выбора - многие иностранные продукты прекратят работу и больше не будут обслуживаться в нашей стране.
Переход на отечественное ПО - плюс для российской экономики, считает ведущий аналитик по корпоративным рейтингам агентства "Эксперт РА" Елизавета Уткина. "С точки зрения санкций, внутренней информационной целостности и технологической независимости для страны безопаснее иметь собственное программное обеспечение, - пояснила она. - Ведь оно обслуживает значительную часть бизнес-процессов. Кроме того, российский рынок ПО довольно большой - не менее 500 миллиардов рублей в год".
У российских разработчиков есть отличная возможность увеличить свою долю на этом рынке. Помочь им в этом может новая торговая площадка. Минцифры планирует в ближайшее время запустить маркетплейс российского программного обеспечения. Он должен стать удобной площадкой для взаимодействия правообладателей и заказчиков российского ПО. Как пояснили в министерстве, страница продукта будет содержать данные о его функционале, стоимости, сферах применения и совместимости с операционными системами, а также информацию о том, какое зарубежное решение он может заменить. В начале апреля минцифры открыло прием заявок от правообладателей на размещение своих продуктов на этом маркетплейсе. Соответствующая форма опубликована на портале госуслуг.
"Мы сделали форму максимально простой. Обязательное условие - продукт должен быть включен в реестр российского ПО, нужно будет ввести его регистрационный номер. Информацию, содержащуюся в реестре, дублировать не нужно, она впоследствии будет "подтянута" автоматически", - рассказал замглавы минцифры Максим Паршин.
Тем временем на фоне ухода зарубежных производителей ПО появились разговоры о возможности легализации пиратского софта якобы с подачи правительства. Однако минцифры заявило, что не вносило предложений по освобождению от ответственности за использование нелицензионного софта и не поддерживает их. В министерстве пояснили, что выступают за стимулирование перехода на российское ПО.
"Вариант с пиратским софтом нехорош, так как потенциально несет еще большие риски информационной безопасности, - считает Наталья Касперская. - Ведь нет гарантии, что в используемом решении не остались закладки, что производитель не использует удаленно какую-нибудь известную ему уязвимость. Кроме того, пиратство - позиция, которая может повредить нашим разработчикам, экспортирующим свое ПО и технологии в дружественные страны".