Российские разработчики ПО планируют расширить выход на зарубежные рынки
Российский рынок ИT на этом фоне выглядит совсем неплохо, в частности, IDC оценивает его в 31,2 миллиарда долларов. Однако эксперты сомневаются, что объемы российского рынка позволят отечественным компаниям конкурировать с крупнейшими мировыми игроками и, соответственно, ограничат возможности их развития.
Решить эту проблему может выход на внешние рынки и экспорт ПО и сервисов. Российские компании успешно справляются с данной задачей. Так, по данным замглавы Минцифры России Максима Паршина, экспорт российских услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий за 2021 год вырос более чем на 17,4 процента и составил 7,1 миллиарда долларов. Ключевые потребители отечественных цифровых технологий - Индия, Африка, страны Ближнего Востока, Латинской Америки и ЕС. Одним из инструментов для продвижения является платформа "Мой экспорт" Российского экспортного центра (РЭЦ). Количество обращений от компаний за господдержкой по госпрограмме по софинансированию участия в таких мероприятиях в марте 2022 года выросло на 20 процентов по отношению к январю. Сейчас на платформе открыта регистрация более чем на 60 мероприятий, которые пройдут в странах Азии, Ближнего Востока, Африки и Европы, а также на международные мероприятия в России. По словам вице-президента РЭЦ по реализации проекта "Одно окно" Алексея Михайлика, рост интереса к международным конгрессно-выставочным мероприятиям говорит о том, что, несмотря на ограничения во внешней торговле, наши компании готовы расширять экспортную географию.
"Сегодня мы видим большой потенциал для экспорта российского ПО. Ведь ни для кого не секрет, что наши разработчики - одни из сильнейших в мире. Это подтверждает и статистика проведения олимпиад, - рассказал "РГ" Алексей Выскребенцев, руководитель центра экспертизы решений компании "Форсайт". - Например, если говорить про ML-разработчиков, то в топе на Kaggle (сообщество специалистов по Data Science) множество ребят из России. Сейчас открываются интересные перспективы для российского софта. Безусловно, пока фокус больше смещен на Россию, так как образовалось достаточно большое окно возможностей и рынок в России будет расти быстрее, чем мировой рынок в несколько раз. Если говорить применительно к решениям по бизнес-аналитике, то на наших технологиях работают достаточно крупные международные заказчики, такие как Международный валютный фонд, Организация Объединенных Наций, Всемирный банк и многие другие".
Потенциал для роста экспорта есть и на постсоветском пространстве, отмечает генеральный директор компании "Ракета" Анатолий Курюмов.
"У нас есть ряд успешных кейсов по внедрению платформы для организации командировок "Ракета" в Казахстане в 2019-2021 годах. В числе клиентов - компании из "большой аудиторской четверки", промышленные предприятия, ретейлеры. Эти организации продолжают в обычном режиме пользоваться нашей платформой и сейчас. Вместе с партнерами в Казахстане мы расширяем портфель поставщиков тревел-услуг, развиваем рынок. Работу по расширению портфеля клиентов продолжим в Казахстане в том же режиме, что и ранее, но допускаем, что в любой момент могут возникнуть какие-то коррективы, и мы должны быть к ним готовы. В целом нам интересно сотрудничать с соседями - странами СНГ. Планируем в ближайшее время изучить возможности для этого", - заявил он. По словам Курюмова, в начале 2022 года компания "Ракета" приняла решение выходить на рынки двенадцати стран Южной, Центральной и Восточной Европы - в этом регионе есть высокая потребность в российском ПО. Но сейчас эти планы скорректированы. Как альтернативу в компании готовы рассматривать Азию, Ближний Восток, Африку и Латинскую Америку.
Помочь в продвижении российского ПО на внешних рынках должна служба цифровых атташе, которая начнет работу в 2022 году, сообщили "РГ" в Минпромторге России. Атташе будут оказывать консультационную, информационно-аналитическую, юридическую и организационную поддержку российским ИТ-компаниям в странах присутствия. В 2022 году "цифровые атташе" начнут работу в 16 странах: Аргентина, Вьетнам, Марокко, Египет, Индия, Иран, Казахстан, Куба, Малайзия, ОАЭ, Пакистан, Таиланд, Турция, Узбекистан, ЮАР и Китай. Список стран может быть расширен. Инициатива по созданию службы "цифровых атташе" была предложена представителями ИТ-отрасли в рамках подготовки второго пакета мер поддержки.
"Цифровые атташе" должны хорошо ориентироваться в российских и зарубежных программных продуктах и при этом понимать конкурентные преимущества отечественных решений. Важно знание российского и международного законодательства в сфере торговли. И, конечно, базовые требования к кандидатам - высшее образование не ниже специалитета или магистратуры и знание языка страны пребывания", - пояснил замглавы Минцифры России Максим Паршин.
Минпромторг в свою очередь ответственен за организацию трудоустройства в торговые представительства России в зарубежных странах.
Помимо экспертной поддержки экспорта ПО у отрасли есть потребность и в финансовой. Открытие представительства за рубежом обходится компании минимум в миллион долларов, говорят игроки ИТ-рынка. При этом без локального присутствия продажи за рубежом не растут. Президент РСПП Александр Шохин предложил компенсировать российским разработчикам софта расходы на открытие офисов за границей, а также затраты на рекламу и продвижение их продукции на зарубежных рынках. Получать эти субсидии, по мнению авторов предложения, ИT-компании могли бы через РЭЦ.
Реализация этой меры может способствовать увеличению количества экспортеров среди разработчиков российского софта, увеличению доли России на мировом рынке в несколько раз, повышению узнаваемости отечественных брендов в мире и уменьшению в конечном счете оттока кадров за рубеж. Еще одной существенной мерой, сообщили "РГ" эксперты ИT-рынка, могла бы стать финансовая поддержка в виде кредитования экспортных контрактов. Необходимость такой меры обусловлена длительностью срока получения денег от иностранного заказчика, который в нынешних геополитических условиях может дополнительно увеличиться.
Олег Кравчук, глава комитета по экспорту российского ПО Ассоциации "Отечественный софт", заместитель директора по стратегическим и международным проектам компании "Код безопасности":
- Сегодня тема ИТ-экспорта приобрела особое стратегическое значение. Во-первых, это способ привлечь иностранную валюту в страну. Во-вторых, это укрепление влияния России, ее авторитета. По нашим оценкам, в ближайшее время основной экспортный спрос придется на те ИТ-продукты, которые содержат наукоемкую, высокоинтеллектуальную составляющую: решения в сфере искусственного интеллекта, защиты данных и других сегментах, где мы являемся технологическими и научными лидерами. Важно концентрироваться не только на экспорте готовых продуктов, но и на экспорте технологий, а также создании совместных предприятий и производств, где Россия выступила бы научным и технологическим партнером. Особенно актуальным это становится на фоне спроса на локализованное в конкретных странах ПО и технологии.