Софья Кипрская: Арфа - мистический инструмент

Еще до официального открытия в Большом зале консерватории Московского Пасхального фестиваля оркестр Мариинского театра отправился на поезде по городам России. Вместе с оркестром выступает лауреат Премии президента России для молодых деятелей культуры за 2021 год, концертмейстер группы арф Мариинского театра Софья Кипрская. Впервые артист оркестра, арфистка получает такую премию. О себе, о работе в оркестре, о своем фестивале "Северная лира", который недавно прошел в Мариинском театре уже в 6-й раз, она рассказала "РГ".
Михаил Вильчук/ Мариинский театр

Соня, что такое для молодого музыканта получить такую высокую государственную награду?

Софья Кипрская: Я до сих пор не могу в это поверить, но есть очень приятное чувство, что все было не зря - бесконечный труд, причем и мой, и родителей, и педагогов. Я сильно нервничала, хотя общение с президентом было по онлайн-трансляции.

А если бы было не дистанционно?

Софья Кипрская: Мне нужна была бы тогда арфа рядом, потому что без инструмента я себя чувствую незащищенной. Это мои доспехи, защита. Мистический инструмент, самый древний на планете.

Арфа может быть таким же сольным инструментом, как скрипка и фортепиано. Возможности ее почти безграничны

Вы играете в симфоническом оркестре, но мало кто из оркестрантов становится солистом, особенно на таком не популярном в качестве сольного инструменте, как арфа.

Софья Кипрская: Хочется сломать эту установку, что арфа - просто оркестровый инструмент наряду с ударными. Арфа может быть таким же сольным инструментом, как скрипка и фортепиано. Возможности ее почти безграничны, она может аккомпанировать инструменту или голосу, может играть любую музыку. Произведения Рахманинова на арфе играть ни к чему, но возможно! Диапазон арфы аналогичен фортепиано: 47 струн и 7 педалей, которые увеличивают количество звуков. Рамы похожи. Когда вы открываете крышку рояля, вы видите лежащую арфу. Репертуар не такой большой, но благодаря в том числе фестивалю "Северная лира" для арфы пишут современные композиторы.

Когда вас пригласили в Мариинский театр вы были еще школьницей!

Софья Кипрская: Да, я училась в 11-м классе школы при Петербургской консерватории. Но к тому времени уже выиграла несколько серьезных конкурсов. Последние три года, с 8-го класса, я приходила в школу уже только на экзамены. Занималась дома серьезно по всем предметам, много читала. И так же в консерватории. После меня спрашивали: "Зачем тебе аспирантура, ты же играешь в Мариинском театре".

Как возник ваш фестиваль "Северная лира"?

Софья Кипрская: Это была моя давняя мечта, первый арфовый фестиваль в России. Посвящен Йока Нагаэ Ческине, японской арфистке, меценату, большому другу Мариинского театра, она всегда поддерживала меня. Первый фестиваль был посвящен еще и Петербургской арфовой школе. Это для меня тоже очень важно, я считаю себя праправнучкой Альберта Цабеля, первого арфиста императорского Мариинского театра, профессора Петербургской консерватории, основателя русской арфовой школы. Мой педагог Энна Лаубис-Барвенко 52 года проработала в Кировском театре, училась у Даниила Григорьева, его учитель Екатерина Вальтер-Кюне - ученица Цабеля.

Вы выступили инициатором проведения в Петербурге Мирового конгресса арфистов.

Софья Кипрская: Это как ФИФА для футболистов. Проводится раз в три года в разных странах. Я выступала на конгрессе в 2008 году в Амстердаме, в 2015-м в Сиднее представляла Россию. Собираются со всего мира исполнители и производители инструментов, самые лучшие арфисты играют концерты, проводят мастер-классы. И у меня была идея сделать это в России, в Мариинском театре. Маэстро Гергиев дал добро, я не теряю надежду, что в 2024 году Мировой конгресс арфистов состоится у нас.

Ключевой вопрос

Каждый год оркестр Мариинского театра едет по России во время Пасхального фестиваля. Что вы открываете для себя в этих поездках?

Софья Кипрская: Для меня это уже 11-й Пасхальный фестиваль. Прежде всего, я считаю этот проект невероятной просветительской акцией. Для нас - музыкантов, самое удивительное - это то, как тепло нас принимают в городах России. Люди выходят с концертов такими одухотворенными, что даже нам становится радостно, и это оправдывает бытовые трудности. Поезд для нас на две недели становится домом, и мы смотрим из его окон. Правда, в основном - на природу, потому что, как только приезжаем в какой-то город - сразу на концерт. У меня во время Пасхального - день рождения. Так что уже 11 лет я встречаю свой день рождения каждый раз в новом городе. В этом году в Омске.

Справка "РГ"

Софья Кипрская - лауреат крупных международных конкурсов. Работает в оркестре Мариинского театра с 2008 года, будучи принятой в театр ученицей выпускного класса Специальной музыкальной школы в 16 лет. В 19 лет уже стала концертмейстером группы арф. Является первой исполнительницей премьер сочинений многих современных композиторов. Исполняет и забытую музыку: открыла и "озвучила" найденные рукописи из нотной библиотеки Императрицы Елизаветы Алексеевны в архивах Российского института истории искусств.

Афиша фестиваля

В двадцать первый раз в Москве открылся Московский Пасхальный фестиваль под руководством Валерия Гергиева. По традиции первый концерт фестиваля прошел в Большом зале консерватории, где труппа Мариинского театра исполнила "Иоланту" Чайковского. А дальше музыканты прямо из концертного зала отправились в поезд - Московский Пасхальный.

В чартерном поезде с фирменной маркировкой Симфонический оркестр и артисты Мариинского театра проведут 19 дней и проедут вместе с Валерием Гергиевым по 27 городам России. Тур на колесах начался еще до официального московского открытия. Музыканты выступили уже в Мурманске, Беломорске, Петрозаводске, Твери. В Петербурге была исполнена опера Сергея Прокофьева "Семен Котко", действие которое происходит на Украине в 1918 году. В либретто этой оперы Прокофьев, создававший текст вместе с Валентином Катаевым, включил стихи Тараса Шевченко "Заповедь" и украинские народные песни.

Следующей точкой пасхального маршрута будет Казань. Это город, где фестиваль бывает регулярно, и на этот раз оркестр даст здесь два концерта, один из которых - благотворительный. А дальше поезд двинется на Урал (Екатеринбург) и в Сибирь, где выступит в четырех городах - Новосибирске, Томске, Кемерово, Омске.

В этом году Московский Пасхальный до минимума свел столичную афишу. Из двадцати двух дней Гергиев с Мариинский оркестром в Москве дадут только четыре концерта. Один из них уже состоялся на открытии, второй запланирован на день рождения маэстро (это традиция) - 2 мая в Концертном зале Чайковского Мариинский театр представит в полусценическом формате "Фальстафа" Верди, позднюю партитуру композитора - его грустное и шутливое, чуть ерническое прощальное послание миру.

Возвращаясь в Москву из Сибири, фестиваль проедет через Челябинск, Воткинск (родина Чайковского) и Ижевск. А после столичного концерта отправится дальше - в Саранск, Пензу и Самару. Посетит Оренбург и село Черный Отрог, где Гергиев выступит в Историко-мемориальном музее В.С. Черномырдина.

В планах фестиваля в этом году был и южный маршрут, но в связи со сложившейся ситуацией пришлось отложить его на будущее. Но свои 20000 музыкальных километров Мариинский оркестр преодолеет и в этом году. На его карте есть Нижний Новгород, Набережные Челны, Альметьевск, Владимир. И уже во второй раз фестиваль навестит родину композитора Родиона Щедрина - выступит 8 мая в Алексине и Туле. А 9 мая по традиции Московский Пасхальный завершит свою программу в Москве дневным общедоступным концертом Гергиева на Поклонной горе и вечерним концертом в зале "Зарядье".