АвтоВАЗ снова запустил конвейер
Сейчас конвейер проработает пять дней до 29 апреля включительно. Выпуск автомобилей между праздниками с 4 по 6 мая не планируется. Производитель объясняет три дня простоя графиком корпоративных отпусков, по которому в это время выпуск автомобилей не предусмотрен. То есть в следующий раз производство запустят не раньше 10 мая.
Ранее "АвтоВАЗ" объявлял, что с 6 июня все без исключения сотрудники перейдут на режим четырехдневной рабочей недели на три месяца. Для сохранения уровня доходов людей завод и региональное правительство обратились за поддержкой к федеральным властям с просьбой о выделении средств для организации общественных работ в пятый день недели, в том числе на площадке индустриального парка "АвтоВАЗа". Деньги на оплату труда людей уже выделили.
В то же время завод пытается восстановить цепочки поставок комплектующих и найти замену критически важным импортным компонентам на альтернативных рынках.
Пока компания готовит специальные версии некоторых моделей Lada, которые будут менее подвержены влиянию импортных комплектующих. "Они постепенно станут доступны нашим клиентам в ближайшие месяцы", - говорится в сообщении завода.
"АвтоВАЗу" придется серьезно переформатировать бизнес также из-за желания основного акционера компании Renault выйти из участия в компании (пока это неофициальная информация). Французы владеют 68% пакета акций тольяттинского производителя (остальные 32% - у госкорпорации "Ростех"). "При выходе Renault "АвтоВАЗ" лишится не только возможности покупать комплектующие по более низким ценам, поскольку завод был включен в глобальную сеть закупщиков французской компании, но и технологий", - отметил исполнительный директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов.
Эксперт предполагает, что в дальнейшем "АвтоВАЗ" пойдет по пути упрощения автомобилей: они будут без системы ГЛОНАСС (несмотря на то, что она отечественная, нужны иностранные комплектующие), ABS, подушек безопасности и других компонентов, зависимых от электроники. По сути для завода это шаг на несколько лет назад в ущерб безопасности автомобилей. Хотя, надо сказать, даже европейские производители из-за дефицита чипов были вынуждены упрощать машины, поскольку недостаток электроники на рынке, возникший во время пандемии, до сих пор есть.
До того, как станут известны условия выхода Renault, вряд ли стоит прогнозировать сокращение модельной линейки "АвтоВАЗа". Между тем можно предположить, что "АвтоВАЗ" сохранит за собой право выпуска моделей на собственных платформах. К ним относится Vesta, которую изготавливают на производственной площадке в Ижевске, а также Granta, Niva Travel и Niva Legend, которые собирают в Тольятти. При худшем сценарии за "АвтоВАЗом" останутся только "Нивы". Не исключено возобновление выпуска Priora, которая ушла с конвейера "АвтоВАЗа" в 2018 году, но по которой сохранилась производственная оснастка.
Сможет ли "АвтоВАЗ" функционировать без иностранного партнера? Да, сможет, но в этом случае всякое развитие очень быстро прекратится. Такую ситуацию мы уже наблюдали в начале нулевых годов, когда менеджмент "АвтоВАЗа", понимая отсутствие у завода конкурентных преимуществ и, как следствие, перспектив, сам начал искать зарубежного инвестора.
Выбор китайского партнера в нынешних условиях позволит восстановить логистические цепочки и заместить ушедших поставщиков комплектующих. Однако рассчитывать на интеграцию бренда Lada в модельные ряды китайского автоконцерна, подобно тому, как в Renault планировали унифицировать Dacia и Lada, не приходится. А вот адаптировать мощности "АвтоВАЗа" под выпуск собственных моделей новые китайские партнеры могут вполне. "Этот сценарий, равно как и все другие, предполагает сильное сокращение объемов выпуска продукции и сокращения персонала", - отмечает обозреватель автомобильного сайта "Дром" Сергей Арбузов.
Подготовил Юрий Зубко