- Идею подсказал собственный опыт - просто вспомнил про те посылки, которые в отделениях почты хранятся в коробках неделями и о прибытии которых никто не оповещает. Приходится каждый раз самому наведываться и уточнять: "Есть что-нибудь для меня?". В первую очередь я имею в виду неотслеживаемые посылки из ближнего зарубежья и Китая весом не более 2,5 килограмма, - говорит создатель интеллектуального постамата Ибрагим Елсаев. - Подумал, почему бы не восполнить недостающее звено, тем более в мире этот процесс пока не получил практического применения. Сейчас работа с постаматами весьма трудоемка - работник почты вручную раскладывает посылки в ячейки, затем вводит данные в свой планшет. Если у нас все получится, то один почтальон сможет обойти в день не пять терминалов, а значительно больше.
Ибрагим учится на третьем курсе факультета информатики и вычислительной техники ГГНТУ и все эти годы старается участвовать в инновационной деятельности вуза. Параллельно с постаматом он разрабатывает еще два проекта - "Мобильная солнечная электростанция" и "Умная дверь". Как признается юноша, увлекся техникой он в старших классах школы, когда у него появился первый телефон и он открыл для себя YouTube.
- Тогда я с восторгом смотрел видео блогера Романа Урсу. На своем канале он рассказывал, как в домашних условиях изготавливать самоделки из электроники и разные вещи. Потом начал смотреть другие видео, в том числе о микроконтроллерной электронике, - вспоминает Ибрагим.
В 2020 году его проект победил в конкурсной программе "УМНИК - "Почта России", организуемой Фондом содействия инновациям. Тогда студент из Грозного получил грант в 500 тысяч рублей. На базе Хайпарка с современной IT-инфраструктурой он собрал первый прототип. В разработке нейронной сети ему помог старшекурсник Усман Тасуев, а в конструкторско-инженерных вопросах поддержал директор Хайпарка Мансур Арсанукаев.
Хоть лабораторный образец и миниатюрных размеров (ровно в два раза меньше промышленного), он в точности демонстрирует хитрую начинку будущего автомата и вполне жизнеспособен. На двух уровнях расположены ряды квадратных ячеек хранения. Они перемещаются с помощью пластмассовых шестеренок и велосипедной цепи, к которой присоединены. Схематично работа выглядит так: после того как посылка оказалась внутри, по конвейерной ленте она попадает на платформу сканирования, камеры считывают с этикеток номер телефона и имя получателя, затем сюда подъезжает ячейка, и толкатель загружает в нее бандероль. Миг - и на телефон человека приходит код, который он потом вводит на дисплее постамата и забирает свою посылку из специального окна. Важно, чтобы нейросеть точно распознавала данные отправлений и посылка не попала в чужие руки. Поэтому сейчас Ибрагим тестирует механизм и исправляет недостатки.
- Бывают сбои, поскольку прототип сырой - какие-то элементы отваливаются, я их переделываю. Нейросеть в 70 процентах случаев успешно распознает номера телефонов, остаток же как раз приходится на поврежденные этикетки, которые смяты либо загрязнены. Для таких неопознанных отправлений предусмотрена административная ячейка. Ее содержимое будут обрабатывать вручную сотрудники почты, - поясняет студент.
Весной прошлого года в Грозненском университете побывал с официальным визитом председатель правительства России Михаил Мишустин и обратил внимание на разработку "интеллектуального терминала". Он отметил, что "Почта России" сейчас активно работает над новыми логистическими решениями и заинтересована в качественном отечественном оборудовании. Это дало новый толчок реализации проекта.
В скором времени с руководством вуза связались представители государственного оператора почтовой сети и предложили свое содействие. Так, в июле Ибрагим побывал на Калужском электромеханическом заводе, который изготавливает стандартные постаматы для "Почты России", а позже передал инженерам техническое задание для корпуса собственной версии терминала. В планах - создание пробного аппарата, для которого сейчас Ибрагим пишет софт, тестирование его в реальных условиях. По словам студента, сложность заключается в конструкторских нюансах, ведь внутри короба работает целый конвейерный цех с движущимися деталями, которые со временем изнашиваются. Нужно продумать все до мелочей, чтобы любую неполадку можно было легко устранить, а модель не требовала бы постоянного сервисного обслуживания и служила максимально долго, иначе затраты будут коммерчески нецелесообразны. Выявление и исправление недостатков сопряжено с длительным периодом эксплуатации - не менее двух-трех лет.
- Создать промышленный прототип, не говоря уже о том, чтобы его пилотировать, - это очень большая работа, - подтверждает директор Хайпарка ГГНТУ Мансур Арсанукаев. - Все-таки данный терминал представляет собой сложное техническое устройство, а не просто ячейки и уведомление. Как нам признались на Калужском заводе - сама идея витала в воздухе, но к ней боялись подступиться. Если удастся отшлифовать механизм распознавания и сортировки посылок с точностью до 98 процентов, и при этом он будет надежен, это станет прорывом. Но проект, повторюсь, очень сложный. И для вуза, всячески помогающего в разработке, важнее даже не результат, а то, что Ибрагим сейчас получает опыт в конструировании, программировании, создании своего бизнеса и переговорном процессе. В общем, к получению диплома он уже превратится в полноценного классного IT-специалиста.
Сейчас Ибрагим думает подать сразу две заявки на грант. Первую он отправит на конкурс Фонда содействия инновациям "Старт-1", дающий до трех миллионов рублей на открытие малого производства. Вторую - на конкурс "Студенческий стартап": если его проект экспертное жюри признает лучшим, он сможет получить миллион рублей на разработку. .
В апреле "Почта России" начала тестировать постаматы нового формата. Они полностью автономны, благодаря чему их легко установить в подъездах жилых домов или на улице. Их разработчиком является компания - победитель второго корпоративного акселератора "Почты России". Первые 10 постаматов появились в поселке Отрадное Московской области. Пилотный проект рассчитан на год. Особенность аппаратов в том, что они не требуют подключения к электросети и интернету - обмен данными происходит через IoT-сеть без сим-карт, проводов или спутниковой связи. Одноразовый код доступа для открытия ячейки и получения посылки приходит в СМС-сообщении, а потом вводится на кодовом замке.
- Мы тестируем различные форматы, чтобы найти наиболее комфортные для наших клиентов решения. Кому-то удобно забирать посылки в метро, кто-то предпочитает ходить в почтовые отделения, а кто-то в восторге от нашей роботизированной доставки. Теперь мы хотим понять, насколько удобны будут почтоматы формата "у дома", - отметил руководитель проектного офиса открытых инноваций Никита Жучков.