Год назад "РГ" уже писала о проблеме техосмотра в Зауралье ("Автобус застрянет в очереди", "Экономика Уральского округа" от 06.05.2021). Тогда большинство операторов региона на заседании комитета по экономической политике Облдумы заявили: тарифы не повышались десять лет, едва сводим концы с концами, сделайте уже что-нибудь, иначе регион останется без техосмотра. Предпринимателям пошли на уступки: тарифы подняли. Но ровно через год они снова явились в Думу с теми же требованиями. Только компаний на рынке осталось заметно меньше: всего 16 из 31, что работали еще в октябре прошлого года.
В региональном департаменте госрегулирования цен и тарифов бизнесу напомнили: в 2021-м предельный размер платы за проведение ТО был увеличен в среднем на 2,9 процента, а для грузовых автомобилей - на 13,9.
- 2,9 процента - это лишь 10 рублей, - пояснил "РГ" руководитель одной из компаний Михаил Сычков. - Осмотр легкового автомобиля стоил 362 рубля, сейчас 372. А инфляция даже официально превысила восемь процентов. Увеличилось обязательное время прохождения ТО автобусом до 70 минут. В день мы обслуживаем восемь автобусов, за час можем заработать на этом максимум 890 рублей. Итого, нетрудно посчитать дневной заработок - 7120 рублей. Валовый доход в месяц - около 150 тысяч рублей. При этом мы только за аренду платим 100 тысяч. Работают трое сотрудников, средняя зарплата 30-35 тысяч рублей. При таком тарифе вместо прибыли приходится считать убытки.
- В прошлом году у меня было пять станций ТО, три закрыли: нерентабельно, - подтверждает глава другой компании Сергей Никитин.
Предприниматели не скрывают: многие ушли с рынка после того, как отменили обязательный техосмотр личных легковых автомобилей, за счет которых они в основном зарабатывали. С другой стороны, никто не отменял эту норму для юрлиц. Без диагностической карты, подтверждающей прохождение техосмотра, можно нарваться на солидный штраф: 2000 рублей для водителя и 50 тысяч для организации. Если ничего не предпринять, то власти сами вскоре столкнутся с огромными проблемами, например, встанут школьные автобусы и другой муниципальный и государственный транспорт.
В ГИБДД подтверждают: ситуация - серьезнее некуда, особенно для пассажирского транспорта. В Курганской области более 4600 автобусов малой и большой вместимости. Если машина выпущена менее пяти лет назад, ее должны осматривать раз в год (таких в регионе 1254), старше - дважды (их 3392). Пропускная способность пунктов технического диагностирования - около 8 тысяч машин в год. Очередь расписана на две-три недели. При этом четверть автобусов госавтоинспекторы, которые тоже участвуют в осмотре, заворачивают из-за технических неисправностей. После их устранения водители снова встают в очередь. Владельцы грузовиков жалуются: операторы стараются сначала осмотреть автобусы, а до фур очередь может и не дойти. Поэтому они вынуждены гнать машины на техосмотр из Шадринска, Катайска и Далматово в Свердловскую область.
По мнению заместителя начальника УГИБДД УМВД России по Курганской области Александра Корюкина, для урегулирования ситуации можно, конечно, предложить операторам набрать больше экспертов, увеличить линии диагностирования либо рабочий день. Но реальный рычаг воздействия один - экономический. Нужно, чтобы бизнесу было интересно работать в этой сфере.
Словом, как ни крути, а все упирается в тарифы. Как и год назад, в профильном областном департаменте утверждают, что готовы пересмотреть расценки, если операторы ТО предоставят экономическое обоснование в соответствии с разработанной методикой. По словам начальника отдела тарифной политики в социальной сфере Ирины Половковой, в этом году ФАС доработала проект изменения методики расчета тарифов на техосмотр, согласно которому предусмотрена ежегодная индексация. Если документ примут, то с 2023 года размер платы будет повышаться на уровень инфляции. Но бизнес на эту новость отреагировал без энтузиазма: мол, слышали об этом нововведении еще полтора года назад, надеялись, вот-вот примут, но воз и ныне там.
- Тарифы практически не менялись с 2011 года - это, на мой взгляд, не очень правильно, - поддерживает операторов глава думского комитета по экономической политике Евгений Кафеев. - Нужно сделать так, чтобы проводить диагностику было выгодно, чтобы предприниматели открывали новые точки, создавали новые рабочие места, а транспорт выходил на линию технически исправным.
Евгений Кафеев напомнил, что у депутатов есть право выйти с законодательной инициативой и рекомендовать отменить регулируемый тариф. Но это предложение вызвало неоднозначную реакцию. Перед глазами - пример пассажирских перевозок в Кургане, для которых тоже когда-то ввели нерегулируемые тарифы. С тех пор скандал следует за скандалом: как только поднимают плату за проезд - в ответ волна народного возмущения.
В департаменте экономического развития предлагают помочь операторам с подготовкой обоснования и подачей документов тарифному регулятору, а бизнесмены в свою очередь готовы раскрыть всю бухгалтерию, чтобы объективно рассчитать тариф. По данным замдиректора ведомства Ивана Смирных, размер платы за техосмотр в Курганской области остается самым низким в УрФО, а по России занимает пятое место снизу. Конечно, рост цен, да еще в нынешних экономических условиях, никого не порадует, но остаться без техосмотра просто недопустимо.
Решено, что до 15 мая предприниматели соберут пакет документов, необходимых для расчета тарифа, чтобы с 1 июля, если решение будет принято, начать работать по новым расценкам.