GM уходит из России, но массовые Chevrolet могут остаться

В последние годы General Motors продавал в нашей стране только премиальные кроссоверы, поэтому большинство российских покупателей могут даже не заметить его ухода. А вот судьба в России массовых автомобилей Chevrolet, которые выпускаются по лицензии GM в Узбекистане и Казахстане, окончательно еще не решена.
Павел Бедняков / РИА Новости
Уходя - уходи

Американский концерн General Motors, который в середине 1990-х первым из иностранных автопроизводителей пришел в нашу страну, принял решение покинуть российский рынок. В конце февраля компания приостановила импорт автомобилей, а недавно объявила о прекращении операционной деятельности в России в связи с введением американских и международных санкций.

Напомним, это не первый демарш GM в нашей стране - в 2015-м американский автогигант свернул локальное производство массовых моделей Chevrolet и Opel на трех заводах, включая собственное предприятие в Санкт-Петербурге, которое в конце 2020-го было продано корейской Hyundai. А вот выпуск внедорожников Chevrolet Niva на совместном предприятии "GM-АвтоВАЗ" продолжался до лета 2020 года, когда золотую "бабочку" на решетке радиатора этой модели сменила вазовская "ладья" после того, как GM продал свою долю в СП АвтоВАЗу.

Таким образом, в последние годы General Motors был представлен на российском рынке только премиальными автомобилями Cadillac и Chevrolet. Но в марте этого года наряду с другими предметами роскоши они попали под запрет американских властей на импорт в нашу страну, что в конечном итоге, видимо, и подтолкнуло GM к окончательному уходу.

Как говорит исполнительный директор Expocar Сергей Фирсов, с учетом невозможности поставок новых автомобилей и незначительной доли продаж в России уход General Motors кажется вполне понятным шагом. А вот ведущие массовые производители постараются найти способ остаться на российском рынке.

"Очевидно, на такое решение GM повлияли два фактора: санкции США о запрете импорта в Россию дорогих автомобилей, и слабые позиции концерна на рынке страны в целом. Скромные продажи премиальных кроссоверов и внедорожников в условиях кризиса снизятся настолько, что присутствие брендов Cadillac и Chevrolet становится экономически нецелесообразным. Также нам известна чувствительность этой компании к внешнеполитическим событиям, когда в 2015 году рынок покинули бренды Opel и южнокорейское подразделение Chevrolet. Таким образом, видеть американский концерн первым из подтвердивших окончательный уход - не удивительно, если не сказать, закономерно", - рассуждает директор по развитию автомобильного портала "Дром" Антон Серков.

Невелика потеря
Фото: Пресс-служба Cadillac

Действительно, GM так и не смог занять заметные позиции в премиальном сегменте и потеснить европейских и японских конкурентов. И это несмотря на то, что прошлый год стал рекордным для Cadillac за всю историю присутствия бренда в России - около 2,4 тыс. автомобилей. Основную кассу сделали полноприводный кроссовер XT5 и люксовый внедорожник Escalade, который летом 2021-го стал доступен в новом поколении. Наибольший рост спроса показал полноразмерный кроссовер XT6, а "входным билетом" в линейку Cadillac стал компактный кроссовер XT4, появившийся у российских дилеров в начале 2021-го.

Что касается американских моделей Chevrolet, то результат их продаж в прошлом году стал одним из лучших с 2016 года, хотя это всего немногим более 1 тыс. машин. Бестселлером остался флагманский внедорожник Tahoe, который летом сменил поколение. А в сентябре в продажу поступил компактный кроссовер Trailblazer новой генерации, ставший самой доступной моделью Chevrolet в нашей стране. Также на российском рынке был представлен семиместный кроссовер Traverse, который в 2022 году должен был появиться в обновленной версии.

По мнению Антона Серкова, американские автомобили не нашли своего покупателя по совокупности потребительских качеств - модели европейской и японской конструкторских школ оказались понятнее с точки зрения позиционирования и ценовой политики. Кто сможет претендовать на их рыночную долю, покажет время, ведь пока непонятно, кто еще покинет Россию, а кто останется. В любом случае, эта доля настолько мала, что другие производители едва ли почувствуют выгоду от ухода североамериканского конкурента.

В свою очередь, руководитель дилерского направления сети автосалонов Fresh Auto Денис Решетников полагает, что заменой Cadillac, в частности, станут премиальные китайские внедорожники.

Не ставят крест
Фото: Борис Захаров/РГ

Между тем, уход GM с российского рынка еще не означает, что из продажи также исчезнут массовые модели Chevrolet, которые по лицензии американского концерна производит компания "UzAuto Motors" на предприятиях в Узбекистане и Казахстане. Как пояснили "РГ" в компании "Келес Рус", являющейся официальным дистрибутором автомобилей Chevrolet массового сегмента, российский офис GM никогда не участвовал в их операциях, поэтому дальнейшие перспективы массовых моделей Chevrolet не зависят от его закрытия.

Впрочем, штаб-квартира Chevrolet, которой подчиняется узбекский автопроизводитель, в рамках санкционного режима по отношению к России еще в начале марта приняла решение о приостановке поставок на наш рынок автомобилей массовых моделей Chevrolet и запасных частей к ним до дальнейшего уведомления. Когда поставки могут возобновиться, на сегодняшний день неизвестно, однако с закрытием представительства General Motors в России данное решение точно не связано, подчеркнули в "Келес Рус".

Напомним, на сегодняшний день линейка Chevrolet массового сегмента представлена в России тремя моделями - компактными седанами Cobalt и Nexia, а также субкомпактным хэтчбеком Spark. Их продажи под брендом Chevrolet возобновились на российском рынке в июне 2020 года после почти пятилетнего перерыва - в рамках специального соглашения между General Motors и UzAuto Motors.

"Если мы предположим, что Узбекистан сможет беспрепятственно поставлять нам свои автомобили и сохранит разумную ценовую политику, их шанс найти своего покупателя в России будет выше, чем когда-либо. Однако это зависит и от того, с кем моделям Chevrolet придется конкурировать в ультра-бюджетном сегменте. Сегодня в лиге легковых машин ценой до 1 млн рублей, фактически, остался только АвтоВАЗ, который продолжает испытывать дефицит компонентов. Китайские же бренды в большинстве своем уже переориентировались на сегмент SUV, который априори дороже, а посему прямой конкурентной угрозы, по моему мнению, не представляют", - констатирует Антон Серков.

Возможно, в сложившихся условиях, когда по многим импортным моделям и отечественным автомобилям с АКП наблюдается дефицит, заводам в Узбекистане и Казахстане удастся нарастить свои продажи в России в случае возобновления партнерских отношений, соглашается Денис Решетников.