Поделиться

    Ярославским придорожным кафе дали отсрочку

    Владельцы объектов дорожного сервиса, расположенных на трассах М-8 "Холмогоры" и Р-132 "Золотое кольцо" в Ярославской области, а вместе с ними и все автомобилисты, проезжающие по этим дорогам, до конца 2022 года могут не опасаться, что доступ к некоторым кафе, магазинам и гостиницам будет перекрыт: власти и дорожники договорились пока не применять эту меру к бизнесменам "в связи с экономическими трудностями".
    Сергей Мальгавко/ТАСС

    Напомним, от ряда ярославских бизнесменов, владеющих придорожными объектами сервиса, управление дороги "Холмогоры" потребовало обустроить подъезды, съезды, примыкания и переходно-скоростные полосы к этим объектам для обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно действующему законодательству, все эти работы предприниматели должны выполнять за свой счет. Однако еще прошлогодний ценник на них в зависимости от того, где кафе или магазин находится (в населенном пункте или вне его), начинался от шести миллионов рублей и приближался к двум десяткам миллионов. В некоторых случаях сами придорожные объекты сервиса оказываются дешевле всей сопутствующей дорожной инфраструктуры, которая к ним должна вести.

    Справедливости ради, надо отметить, что требования обустроить подъезды и съезды бизнесмены начали получать не вчера, а несколько лет назад. И все это время, по словам главного инженера ФКУ Упрдор "Холмогоры" Павла Кудряшова, "управление не ограничивало доступ к ненормативным объектам, позволяя их владельцам выполнять работы по обустройству примыканий постепенно, начиная с проектирования", потому что все понимали: это действительно дорого. Но в итоге задачу почти никто не выполнил, и в 2021 году дорожники "пошли в наступление".

    - Из 23 владельцев объектов придорожного сервиса Ярославской области, в чей адрес были направлены требования, 10 занимаются проектированием капитального ремонта примыканий к их объектам и сообщили, что летом 2022 года приступят к реализации проектных решений. Доступ к остальным объектам сервиса, владельцы которых отказались от приведения их в соответствие требованиям нормативно-законодательной документации, планируется ограничить в 2022 году, о чем владельцы уведомлены в марте этого года, - пояснил в ответе на запрос корреспондента "РГ" в начале апреля Павел Кудряшов.

    А уже к концу месяца пришла обнадеживающая новость: подъезды к придорожным кафе в ближайшей перспективе не закроют. Соответствующее решение принято на совещании в правительстве региона с участием представителей Росавтодора и ФКУ Упрдор "Холмогоры".

    Рассчитывать на то, что требования законодательства позволят не выполнять и дальше, не приходится

    - С Росавтодором обсудили все эти вопросы, есть соответствующий протокол, что в 2022 году никаких требований к предпринимателям предъявляться не будет. Да, есть федеральные требования, но сейчас не время их предъявлять бизнесу в силу экономических трудностей, - пояснил врио губернатора Ярославской области Михаил Евраев.

    Однако рассчитывать на то, что требования законодательства позволят не выполнять и дальше, пока не приходится. По словам главы области, 2023 год, вероятнее всего, будет переходным, чтобы выполнение всех этих работ "немножко растянуть по времени".

    - Есть федеральные нормы. Если вы организовали на трассе бизнес, будьте добры сделать и подъезд. И это правильная постановка вопроса, - уверен Михаил Евраев.

    Между тем подъезды к большинству объектов дорожного сервиса в том или ином виде есть и сейчас, при этом отнюдь не везде, по мнению бизнесменов, их можно привести в полное соответствие существующим требованиям. А про прибыль, которую приносит трафик, предприниматель Галина Миронова рассказывает так:

    - Нам скрывать нечего, у нас стоят онлайн-кассы, все передается в налоговую. За март наше кафе у села Нового в Переславском районе сделало 1,2 миллиона. Но 400 тысяч - это зарплата, 150 тысяч - плата за свет, потому что у нас киловатт стоит 10 рублей с НДС, закупка продуктов - 350-400 тысяч, при том что сейчас эта цифра все время увеличивается. Плюс оплата патента и еще разные "мелочи": анализы в санэпидстанции, чтобы быть уверенной в качестве еды и воды, уборка территории и прочее. Мы сейчас в минусе, если честно. Надеемся на майские праздники, на лето, на открытие турсезона.

    В решении же вопроса с переходно-скоростными полосами предприниматели надеются уже только на суд. И на внесение поправок в федеральное законодательство.

    - Мы уже начали просить о том, чтобы область выходила на федеральный уровень. Слава богу, наш бизнес-омбудсмен нас услышал. На совещании в правительстве региона было заявлено, что профильные департаменты готовят пакет документов в Ярославскую областную думу для обращения в Госдуму об изменении некоторых пунктов закона об автомобильных дорогах, - рассказала Галина Миронова об итогах совещания.

    Но если ряду кафе и гостиниц перекрытие проезда отбойниками пока только угрожает, то магазин в упомянутом селе Новом под Переславлем "закрыт" еще в 2021 году. Эта торговая точка существует с 1962 года, обслуживает целый куст населенных пунктов, и сейчас она оказалась в труднейшем положении: машины по трассе проезжают мимо, из-за резко упавшего дохода один арендатор отсюда уже ушел... А если машины не проезжают, то встают не на стоянке, существовавшей больше полувека, а где придется. То есть движение в этом месте стало опаснее, а не наоборот. Однако "мораторий-2022" для объектов дорожного сервиса этого магазина, увы, не коснулся.

    Комментарий

    Альфир Бакиров, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ярославской области:

    - Отсрочка до конца 2022 года, о которой правительство области договорилось с управлением дороги "Холмогоры" и Росавтодором, даст бизнесу небольшую передышку. Ее смысл в том, чтобы в сложившихся экономических условиях избежать чрезмерной административной нагрузки на предпринимателей. Большинству из них выполнить требования дорожников сегодня не под силу, потому что, по предварительным подсчетам, речь идет о сумме от восьми до 20 миллионов рублей с каждого владельца. Однако до 2023 года осталось чуть больше полугода, и задуматься над тем, как работать дальше, стоит уже сейчас. Поэтому я рекомендую тем предпринимателям, кто уже получил уведомления от ФКУ Упрдор "Холмогоры", обратиться за защитой своих прав в суд. Ситуации у людей разные, местонахождение объектов - в границах населенных пунктов или за их пределами - тоже, поэтому единого алгоритма действий быть не может. Я, со своей стороны, готов вступить в судебные дела в качестве заинтересованного лица. Параллельно будет продолжена работа над внесением изменений в федеральный закон N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ...". Только таким путем можно изменить закрепленную обязанность предпринимателей - владельцев объектов обустраивать подъезды, съезды и переходно-скоростные полосы полностью за свой счет. Моя позиция по-прежнему заключается в том, что эти расходы государство и бизнес должны разделить.

    А как у соседей

    В Тверской области, по информации регионального бизнес-омбудсмена Антона Стамплевского, в 2019-2021 годах от предпринимателей из сферы дорожного сервиса поступили две жалобы, связанные с ограничением доступа к их объектам. Подъезды к ним были перекрыты после расширения дорожного полотна автодороги М-10 "Россия" из-за отсутствия переходно-скоростных полос в месте примыкания объектов сервиса к трассе. При этом о начале составления проекта строительства и реконструкции автодороги бизнесменов никто не извещал, что, по мнению бизнес-уполномоченного, ограничило их право на одновременное согласование и проведение работ, которые законодательство возложило на них. Доступ к объектам сервиса перекрыт до сих пор, они не работают, и помочь их владельцам аппарат бизнес-омбудсмена пока не может. Поэтому уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тверской области Антон Стамплевский заявил, что поддерживает инициативу внесения изменений в законодательство, чтобы "предусмотреть интересы собственников объектов, построенных до согласования проекта изменений трассы".

    Поделиться