В России подскочил спрос на китайские машины с пробегом

В последние годы китайский автопром активно набирает популярность в нашей стране, и сегодня всё больше таких машин появляется на вторичном рынке. Однако еще не так давно качество авто из КНР оставляло желать лучшего, поэтому покупать следует только свежие модели из Поднебесной.
Юрий Зубко/ РГ
Доступная альтернатива

На фоне обострившегося дефицита и беспрецедентного роста цен на рынке новых машин, многие покупатели переключились на "вторичку", где ситуация обстоит несколько лучше. При этом наблюдается скачок спроса на китайские автомобили с пробегом - согласно данным "Авто.ру", в марте он вырос порядка на 25% относительно января 2022-го. А вот просмотры объявлений по продаже новых машин из Поднебесной, напротив, сократились на 20%, несмотря на то, что количество предложений по ним снизилось не так сильно (-4%), как на подержанные (-19%).

Как говорится в исследовании, здесь сказывается нехватка автомобилей для перепродажи: от свежих популярных моделей (не старше 3-5 лет) многие собственники избавляться теперь не готовы, машин "среднего" возраста (6-10 лет) на рынке в принципе достаточно мало (в середине прошлого десятилетия продажи новых "китайцев" сильно упали), а более старые экземпляры редко доживают до сегодняшних дней.

"Всплеск интереса к автомобилям с пробегом китайских марок в текущих рыночных и экономических условиях обусловлен резко возросшей стоимостью новых машин на фоне более консервативного увеличения цен на вторичном рынке. До недавних пор продажи китайских марок были на невысоком уровне, поэтому увеличившийся спрос на "вторичке" привел к ощутимому сокращению выбора", - говорит генеральный директор АвтоСпецЦентр Дубровка (бренды Exeed, Geely, Chery) Вячеслав Садонов.

По мнению директора по развитию и корпоративному управлению компании "Нижегородец" Алексея Макарова, возросший спрос на китайские автомобили с пробегом связан с нынешней методикой продажи дилеров: когда клиент приходит за новой машиной и видит, что он не вписывается в предполагаемый бюджет, ему предлагают подержанный автомобиль этой же модели.

Набивают себе цену

Так, средняя стоимость новых китайских машин в листинге "Авто.ру" с начала года повысилась на 59% до 3,3 млн рублей. На вторичном рынке рост цен оказался не столь резким - в конце марта автомобили из Поднебесной продавались в среднем по 737 тыс. рублей, что на четверть дороже по сравнению с январем 2022-го.

Основной ценовой скачок пришелся на свежие модели: к примеру, Geely Coolray и Haval F7x прибавили в стоимости по 37% каждый, или 632 тыс. рублей и 724 тыс. рублей соответственно. Самым дорогим "китайцем" с пробегом, как и в начале года, оказался Geely Tugella, который предлагается в среднем за 3,7 млн рублей или на 840 тысяч дороже, чем в январе, - это самое резкое подорожание в рублевом эквиваленте.

Как отмечает исполнительный директор Expocar Сергей Фирсов, многие из свежих китайских автомобилей с пробегом еще находятся на гарантии, а у некоторых производителей из Поднебесной она действует до 7 лет или 200 тыс. км пробега, поэтому такие машины стоят дороже. А вот старые машины "Made in China" обладают невысокой стоимостью продажи и недорогим обслуживанием.

Действительно, китайские модели, которые уже не продаются в России новыми, с начала года подорожали меньше - примерно на 20% или на 50 тыс. рублей. Сильнее выросли цены только на Chery Tiggo 5 (плюс 96 тыс. рублей), Great Wall Hover H5 (65 тыс. рублей), Lifan X50 и X60 (по 60 тыс. рублей).

"Ценообразование по новым автомобилям в марте было напрямую привязано к курсу "рубль - юань", и в пике мы видели рост закупочной стоимости новых автомобилей на 57%. Естественно, и вторичный рынок по свежим машинам реагировал на этот рост, пусть и с небольшим отставанием, на фоне общего дефицита автомобилей на рынке и ажиотажного спроса первой половины марта", - комментирует Вячеслав Садонов.

В свою очередь, директор компании "ПодборАвто" Денис Еременко констатирует, что вслед за новыми машинами на "вторичке" подорожали все свежие автомобили, вне зависимости от страны происхождения, и по столь завышенным ценам покупать не стоит ни китайские, ни корейские, ни японские авто.

Китайские долгожители
Фото: Пресс-служба Great Wall.

Согласно статистике "Авто.ру", на вторичном рынке россияне интересуются покупкой в основном возрастных и недорогих моделей. Лидер - кроссовер Chery Tiggo первого поколения, которым интересуются вдвое чаще, чем, например, Lifan X60, и втрое чаще, чем внедорожниками Great Wall Hover или H3. Высоким спросом пользуется также Chery Amulet, который давно не выпускается, поэтому в продаже встречаются 10-20 летние машины по очень доступным ценам. Чуть менее востребованы седаны Lifan Solano и Geely Emgrand.

Впрочем, продажи китайских автомобилей с пробегом во многом обусловлены предложением, которое представлено в основном старыми моделями - таких новых в России сейчас не найти. Тем не менее, в продаже стало появляться больше свежих моделей, таких как Geely Atlas и Haval F7, хотя их перепродают втрое реже, чем, например, первую версию Chery Tiggo, или вдвое реже, чем Lifan X60.

Данную статистику подтверждает и структура парка китайских автомобилей в России. Так, самой массовой моделью из Поднебесной является Chery Tiggo - на начало нынешнего года в нашей стране числилось 57 тыс. таких машин, гласят данные агентства "Автостат". На втором месте располагается Lifan X60 (54 тыс. шт.), на третьем - Great Wall Hover H3 (52 тыс. шт.). Чуть меньше показатель у Lifan Solano (51,5 тыс. шт.), а замыкает пятерку наиболее популярных китайских автомобилей Great Wall Hover H5 (35,5 тыс. шт.).

В целом на территории России насчитывается 795 тыс. автомобилей китайских марок, что составляет 1,7% от общего количества зарегистрированных легковых машин. Свыше четверти (28%) "китайцев" в нашей стране представлено маркой Chery - таких автомобилей на начало года было зарегистрировано 221 тыс. единиц. Сопоставимые показатели имеют Lifan и Geely (154 тыс. и 152 тыс. шт. соответственно), за которыми следует Great Wall (119 тыс. шт.). В пятерку марок-лидеров попадает еще Haval (70 тыс. шт.). На долю легковых автомобилей всех остальных брендов из КНР суммарно приходится лишь 10%.

"Китайский автопром не уходит с нашего рынка, с запчастями проблем нет, вот и появляется всё больший интерес к китайскому автопрому. Однако перед тем как покупать снятые с производства автомобили из Поднебесной, следует ознакомиться с технической частью данных моделей: какие там двигатели, коробки передач, производятся ли еще эти силовые агрегаты, если да, то после всех проверок машину можно смело брать. Совсем старые модели из КНР всё же приобретать не стоит, так как качество этих машин было крайне низким, особенно это касается коррозионной стойкости кузова, да и в целом такие авто уже давно исчерпали свой ресурс. Также могут возникнуть проблемы с некоторыми запчастями, поскольку каталогов запчастей на такие авто не существует и подобрать по VIN-коду необходимую запчасть не удастся. Поэтому рекомендуем покупать максимально свежий авто в возрасте не более 2-3 лет", - говорит Денис Еременко.

В свою очередь, Сергей Фирсов отмечает, что некоторые китайские машины уже много лет на рынке, их "болячки" известны и способы лечения тоже. Любой автомобиль с пробегом может сломаться, поэтому нужно тщательно подходить к выбору и делать диагностику, ведь состояние машины в первую очередь зависит от предыдущего владельца.

Братья навек?
Фото: Андрей Полухин/РГ

Между тем, число автомобилистов, которые готовы пересесть на китайские машины, в последнее время неуклонно растет. Как показал опрос "Дрома", почти половина респондентов (43%) не исключает покупку автомобиля из Поднебесной, тогда как 54%, напротив, такой вариант отметают. А 3% участников опроса уже ездят на автомобилях китайских марок. Среди причин, которые останавливают от покупки машин "Made in China", назывались высокие цены на них, недостаточное количество сервисных центров и быстрая потеря первоначальной стоимости. Защитники китайского автопрома отмечают достойный уровень гарантийного обслуживания и растущее качество самих машин.

По словам Вячеслава Садонова, китайские автомобили всегда были достаточно надежными. Нарекания в большей мере возникали лишь по качеству кузовных элементов ряда брендов. Поэтому достаточно убедиться в технической исправности автомобиля на момент его приобретения и не переживать о риске частых поломок. Что касается последних поколений, то вопросы по кузовам успешно решены как путем изменения конструктивных решений, так и переносом производственных мощностей.

"Качество китайских машин улучшилось, но назвать их надежными и рекомендовать к покупке еще рано - лучше рассмотреть продукцию более известных брендов. Главными недостатками китайских автомобилей до сих пор остается качество сборки, качество материалов, качество окраски кузова, безопасность данных машин, а также задранные ценники. К сожалению, китайским производителям еще учиться и учиться делать действительно хорошие автомобили", - резюмирует Денис Еременко.