12.05.2022 10:32
    Поделиться

    Что мешает развивать промышленный туризм в Сибири

    Тема промышленного туризма вновь становится актуальной - об этом говорили участники прошедшего в Омске форума "Промтехэкспо-2022". В регионе есть опыт организации промышленных туров. Преуспели в этом в основном предприятия нефтехимического комплекса, которые активно модернизируются и которым есть что показать.

    - Такого разнообразия промышленной продукции, как в Омске, нет ни в одном регионе страны, - утверждает первый заместитель председателя Омского регионального отделения Союза машиностроителей России Владимир Дорохин. - Здесь работают авиастроительные, оборонные, космические, атомные, машиностроительные предприятия, производители радиоэлектроники, средств связи, нефтегазового и медицинского оборудования, металлоконструкций, техники для МЧС и Арктики. Многие из них вполне способны стать точками притяжения туристов, но пока тех, кто этим серьезно занимается, можно по пальцам пересчитать.

    По мнению специалистов, развитию промышленного туризма в регионе препятствует также несогласованность действий органов власти. Минкульт развивает сферу по своему усмотрению, а производственники - по-своему.

    - В результате на туристической карте региона обозначены десятки музеев, театров, парков, кафе, но нет ни одного промышленного предприятия. И это "недоразумение", конечно же, надо исправлять, - уверен Владимир Дорохин.

    В Союзе машиностроителей полагают, что появление открытых площадок могло бы сделать гораздо привлекательнее для туристов оборонную промышленность. Прежде, когда в регионе проходили военно-технические выставки, на стенде, где демонстрировались современные танки, яблоку негде было упасть. Сейчас единичные исторические образцы омской сборки гусеничных бронемашин можно найти на территории военных училищ, куда вход посторонних ограничен. Между тем общедоступная площадка могла бы стать "приманкой" для иногородних и иностранных гостей.

    Идея вынести за территорию омского производственного объединения "Полет" аэрокосмическую экспозицию пока тоже только обсуждается. И это странно для города, который стал центром сборки ракет-носителей "Ангара". История предприятия, созданного в первые годы войны на базе эвакуированных московских заводов, тоже весьма интересна. В Омске работали ведущие конструкторы Андрей Туполев и Сергей Королев. Но у туристов мало шансов познакомится с этой уникальной историей.

    Заводчан понять можно. Нужно строго соблюдать безопасность, а разовые экскурсии не приносят предприятиям особых доходов. Но для того чтобы показать предприятие туристам, можно и не открывать проходную, а создать музей, как это сделали на Туламашзаводе. На омском "Полете" такую идею вынашивают уже не первый год и даже нашли место для создания музейного комплекса. Но дальше этого дело так и не продвинулось.

    Впрочем, сейчас, когда пандемия пошла на спад, а антироссийские санкции стимулируют продвигать отечественную продукцию, руководство заводов становится более лояльными к экскурсантам, особенно молодым. Предприятиям требуются кадры, и, чтобы молодежь заинтересовалась профессией, важно показать, что и как здесь производят.

    Два года назад из-за антиковидных ограничений лишь один омский завод принял участие в программе "Неделя без турникетов", в прошлом году на многих устраивали онлайн-туры. Сейчас, когда разрешены очные экскурсии, в списке уже полсотни объектов. За проходные пропустили уже тысячи школьников, и это только начало.

    Сегодня, помимо нефтехимических и машиностроительных цехов, туристам предлагают экскурсии в медучреждения. А предприятия пищевой промышленности развивают гастрономическое направление, стараясь удивить гостей качественными и вкусными продуктами.

    Поделиться