Как пояснили в региональном комитете по культуре и туризму, любителей деревенского отдыха принимают более семидесяти сельских гостевых домов (больше всего их в Подпорожском, Гатчинском, Лужском, Лодейнопольском и Приозерском районах). Также на территории региона расположено четыре десятка агротуристских ферм, которые предлагают не только свежие продукты собственного изготовления, но и разнообразные интерактивные программы.
Но не каждый сельский житель, что-то предлагающий туристам, готов развивать что-то крупное.
- У некоторых нет объективной необходимости регистрироваться как индивидуальный предприниматель или создавать ООО. Но должна быть соблюдена легитимность услуги. Поэтому таким мы предлагаем вступать в различные потребительские общества. Это очень удобно. Да, нужен первоначальный взнос, но при этом потребительское общество будет нести гарантию за предоставляемые услуги, заниматься бухгалтерией. Мы также в прошлом году открыли Школу сельского туризма, в которой учим, как организовать свое дело, какую форму выбрать. То есть обучаем людей работать с туристами на селе, - поясняют региональные чиновники.
Благодаря потребительским обществам сельским жителям удается вполне официально и с гарантией сбыть продукцию или оказать услуги.
- В Подпорожском районе с 2016 года реализовывается проект по привлечению жителей (через самозанятость) к сельскому туризму. И одно из важных направлений - как раз создание гостевых домов. Ни для кого не секрет: с работой на селе не все ладно, молодежь едет в город. Мы же хотим, чтобы она оставалась в родных местах и получала доход. Государство помогает: например, на строительство гостевого дома можно получить до одного миллиона рублей субсидии. Подпорожский - лидер по числу таких домов, у нас их тридцать шесть. Причем есть варианты, когда проживание - в одном доме с хозяевами. Сомневались, поедут ли туристы. Еще как поехали! Говорят: как у бабушки в деревне! - сказала Татьяна Макрушич, руководитель потребительского общества социальных программ "Присвирье".
Как отметила Макрушич, гораздо проще привлечь к организации сельского туризма горожан. Петербуржцы и москвичи более активны и готовы быстро вкладывать средства и силы в создание тех же гостевых домов и ферм. Поэтому не удивляйтесь, когда выяснится: хозяева дома и животных - вовсе не деревенские. Местному населению, и таков менталитет, нужно больше времени, чтобы включиться даже в небольшой проект. "Мы даже посчитали: чтобы деревенские все-таки взялись за создание гостевого дома, нужно в среднем года три. Их нужно убеждать", - подчеркнула Макрушич.
Скоро в Подпорожье откроют туристско-информационный центр. Кроме всего прочего, при нем будет организовано обучение местных экскурсоводов. Делается ставка на учащихся старших классов. Чтобы они получили соответствующие навыки и смогли водить туристов по родным местам. Тем более что места - красота, если кто знает. Одни старинные деревянные храмы чего стоят.
Отдельной строкой идут поездки, предполагающие знакомство с историей и культурой края. Причем проживать туристы могут в самых настоящих, не стилизованных деревенских избах. Например, программа "Сказки и быль Вепсского леса", предложенная командой "Лес и ветер", стала одним из победителей всероссийского проекта "Открой свою Россию". Гостей везут по местам, оторванным от цивилизации. Никаких спутниковых "тарелок", пластиковых окон, кафе, современных туалетов; сотовая связь - и та под вопросом. Как пояснил один из руководителей проекта Илья Желтяков, селят в настоящем доме, которому более века и в котором жила настоящая вепсская семья и где осталось много вещей, сделанных руками тех людей. Настоящая печь с лежанкой - ничего стилизованного. Но, как уверяют организаторы, хотя востребованность большая, места расписаны на два месяца вперед, резко увеличивать турпоток они не будут. Чтобы сохранить камерность программы и не нанести ущерб природе. Если на те же места силы, которым поклонялось не одно поколение, пойдет массовый турпоток, ничего от тех мест и не останется.
Несмотря на востребованность, развитию сельского туризма мешает комплекс проблем, решать которые достаточно сложно.
Во-первых, в Ленобласти гостевые дома невозможно строить на землях сельхозназначения. Второй аспект - дороги. Если к домам можно беспрепятственно подъехать только на внедорожнике, не все туристы поедут.
Третий аспект - необходимость в дополнительных трудовых ресурсах и средствах для создания нормальной туринфраструктуры.
- Мне лично хватило одного туристического автобуса, который мне предложили принять. Оказалось крайне нерентабельно. Лишних рук у меня в хозяйстве нет, и чего только стоило убрать за туристами туалеты. При том что купили они продукции не много. Сейчас принимаю не туристов, а обучающихся на курсах сыроделия. Открыла такие курсы, и люди с удовольствием едут. Это не значит, что они откроют свои сыроварни. Вовсе нет. Многие хотят делать сыр исключительно для себя, дома. Это абсолютно реально. А хорошее молоко на сыр можно купить и в городе, главное - знать, как выбирать, - поделилась опытом Татьяна Пугачева (хутор Вуохи).
В сельском туризме постоянно появляется что-то новое. Например, в прошлом году при грантовой поддержке Федерального агентства по туризму реализован проект по созданию "Оленьей станции" в фермерском хозяйстве "Приют Белоснежки". Кстати, на ряде фермерских хозяйств можно встретить не только коров да куриц, но и павлинов, страусов, фазанов.
Анатолий Голов, сопредседатель Союза потребителей РФ:
- Прикоснуться к природе - дело хорошее. Но чтобы сельский туризм стал массовым, нужно брать пример с соседней Финляндии. Для раскрутки должны быть все составляющие: информационно-маркетинговая, хорошие дороги, интересные показы и занятия (зубры, пейзажи, ловля лосося, исторические объекты и прочее), сувениры, деревенские продукты. А у нас традиционно "провисают" дороги и сервис. Между тем многие уже бывали за границей и отлично понимают, каким должен быть сервис. Конечно, и у нас можно сделать достойный сервис, но нужны большие капиталовложения. Поэтому не думаю, что сельский туризм составит конкуренцию туризму историко-культурному.