Возрождение "Москвича". Пять легендарных автомобилей марки родом из СССР

Марка автомобилей "Москвич" будет возрождена: их начнут собирать на базе столичного завода Renault. Об этом заявил мэр Москвы Сергей Собянин после того, как российские активы Группы Renault перешли России и правительству Москвы. "РГ" решила вспомнить о без преувеличения культовых "Москвичах" советских и ранних постсоветских времен. В нашем обзоре настоящие легенды.
"Москвич-400"

Легендарный "Москвич-400", о котором после Великой Отечественной войны знал каждый мальчишка, встал на конвейер Московского завода малолитражных автомобилей ("МЗМА") в декабре 1946 года и представлял из себя почти точную копию Opel Kadett K38 образа 1937 года (хотя этот факт и широко не афишировался).

Разумеется, обрусевший "немец" был обстоятельно адаптирован под наши условия эксплуатации и стал самой массовой, можно сказать, народной машиной. Модель имела несущий кузов, гидравлические тормоза и независимую подвеску, а за ускорение отвечал 23-сильный двигатель. В 1954 году "Москвич-400" серьезно модернизировали, он получил форсированный мотор, усовершенствованную коробку передач, более комфортный салон, сменив индекс на 401. К этому моменту было выпущено почти 115 тысяч таких машин.

"Москвич-402"

Еще один прославленный "Москвич", засветившийся в кинематографе, и горячо любимый народом, - "Москвич-402". Новинка образца 1956 года выпуска Московского завода малолитражек получила принципиально новую концепцию кузова и отличалась гораздо более просторным и комфортабельным салоном и отдельным багажником.

От предшественников этот красавец унаследовал двигатель, коробку передач и редуктор заднего моста в модифицированном виде. Двигатель здесь был рядным, 4-цилиндровым, объемом 1,2 л, агрегатировался с 3-ступенчатой "механикой" и был способен разогнать малолитражку до внушительных для тех времен 105 км/ч. В мае 1958 года "Москвич-402" был заменен на конвейере "МЗМА" более современной моделью "Москвич-407".

"Москвич-408"

Легендарная "четырехдверка", выпускавшаяся с 1964 по 1975 гг, стала, как сегодня принято говорить, иконой стиля, как и предшественники засветилась во множестве кинофильмов, внешне отличалась характерными вытянутыми фонарями и плавниками на "корме".

За ускорение отвечал 1,4-литровый 50 сильный агрегат, сочетавшийся с 4-ступенчатой механической коробкой передач. Ускорение до "сотни" занимало 33 с при "максималке" 120 км/ч. Клиренс составлял 173 мм, что обеспечивало достойную геометрическую проходимость.

Передняя подвеска была независимой пружинно-рычажной конструкции, задняя - зависимой, рессорной. Помимо элегантной внешности этот "Москвич" отличался просторным салоном, надежной конструкцией и хорошей ремонтопригодностью. Сборка велась на двух предприятиях. В Ижевске "408-й" собирали с 1966 по 1967 гг, в Москве - с 1964 по 1975 гг.

"Москвич-412"

"Москвич-412" начали выпускать на "МЗМА" в 1967 году. Эта новинка стала, образно говоря, доведенной до ума версией "408"го. На конвейере московского завода модель выпускалась до 1977 года, а на мощностях автозавода в Ижевске выпуск длился до 1997 года, а некоторых специсполнений - до 2001 года.

Главный шаг вперед был сделан в сторону увеличения производительности и управляемости. Под капотом здесь обосновалась рядная бензиновая "четверка" с 8-клапанным механизмом и объемом 1,5 л. Двигатель выдавал 75 л.с. и сочетался с 4-ступенчатой "механикой".

На ускорение до 100 км/ч уходило соответственно 19 с при "максималке" 140 км/ч. Благодаря новым передней и задней панелям кузова впервые в отечественном автопроме у модели появились энергопоглощающие зоны. В 1969 году у "Москвича-412" появились ремни безопасности и мягкие элементы в отделке салона. На активную безопасность работали гидровакуумный усилитель тормозов, усиленная тормозная система и синхронизированная коробка передач с управлением на тоннеле пола.

"Москвич-2141"

Переднеприводный хэтчбек "Москвич-2141" пришел на смену заднеприводной модели "Москвич-2140". Его сборка стартовала на АЗЛК в 1986 году.

При этом за инженерную основу была взята французская "пятидверка" Simca-1308. В 1991 году автомобиль был модернизирован, получив среди прочего необслуживаемый аккумулятор, зеркало заднего вида с правой стороны, топливный бак увеличенного объема, улучшенную шумоизоляцию, энергопоглощающую рулевую колонку и многое другое.

Наиболее распространенными были модификации с двигателями УЗАМ объемом 1,5 л и 1,7 л. Меньшая часть выпущенных автомобилей комплектовалась вазовскими моторами объемом 1,6, 1,7 или 1,8 л.

Выпуск "переднеприводника" в таком исполнении продолжался до 1997 года, после чего на конвейере его сменила модернизированная версия "Москвич-2141-02", более известная как "Святогор" и отличавшаяся доработанной внешностью и более мощным силовым агрегатом (в том числе 2-литровым двигателем модели Renault F3R272). Производственный цикл этого семейства закончился в 2001 году, общий тираж превысил 716 тысяч экземпляров.