Программа, которую Никита Тонконогов сыграл в галерее искусств "Нико", хотя и не имела заглавия, но логика ее подбора была очевидна, настолько точно она совпала с настроением сегодняшнего времени.
Точкой отсчета для пианиста стала знаменитая "Чакона" Баха из Партиты ре-минор для скрипки соло в фортепианной транскрипции Ферруччо Бузони. Это сочинение, несущее в себе боль потери (Бах сочинял его в потрясении от смерти своей жены) и катаклизм перевернувшегося мира, человеческой судьбы, прозвучало с отчаянной артикуляцией трагического монолога и грандиозным масштабом "органной" фактуры, положенной пианистом на плотную педаль. Мощный охват клавиатуры каскадами и "лентами" аккордов и тихие, пульсирующие фигурации - в контрастах его интерпретации ощущался живой драматизм столкновения мира и человека, не величественного, как у Баха, а трагического, апокалиптического, как в ситуации сегодняшнего времени.
Следующей страницей "сюжета" стала Сюита Пауля Хиндемита "1922" - цикл из пяти пьес, в духе barbaro 20-х, передающих страшное, обездушенное по отношению к человеку наваждение надвигающейся эпохи машин. Саркастический "Марш" звучал у пианиста резко, ясно артикулированным, отрывистым звуком, а пьеса "Шимми" пронеслась в яростно быстром темпе. "Ночная музыка" была начисто лишена романтической краски. А две последние пьесы цикла: жутковатый вальс "Бостон" с его "ломаными" фигурациями и загадочным речитативом на фоне плавающих на педали инфернальных звучностей (словно колокола, которые "по ком-то" звонят), а затем механический, ернический "Регтайм" были точными и страшными "слепками" хиндемитовского музыкального гротеска "обездушенности".
Надо сказать, что вся программа концерта состояла из произведений, требующих от пианиста не только виртуозности, но и сверхвыносливости, учитывая, что на финал было выбрано сложнейшее сочинение Листа - цикл "Годы странствий" (второй том "Италия") с его музыкальными образами, навеянными итальянской культурой Ренессанса - Рафаэлем, Микеланджело, Петраркой, Данте. Здесь, в самой пышной романтической манере Листа разворачивался конфликт - красоты искусства, мира, вечности и трагизма, страдания, memento mori человеческой жизни. От рафаэлевского "Обручения" до образов дантевского "Ада" Никита Тонконогов провел по роскошному листовскому ландшафту - красочному, виртуозному, переполненному мощными аккордовыми фактурами, пассажами, поэтической кантиленой, "ужасами" и мадригалами и вырастающими, словно стены, мрачными октавами - вратами в "Ад" Данте. Это было почти суггестивное погружение в мир, который звучал как актуальное послание.
Никита Тонконогов - пианист, выпускник Московской консерватории и Бернского университета искусств. Дает концерты в Москве, в Европе, на фестивалях в Нью-Йорке, Байройте, Зальцбурге, Давосе. Немецкая Schwäbische Zeitung назвала его "пианистом экстра класса". Вэн Клайберн отмечал его "замечательную индивидуальность и превосходную технику". Лауреат международных конкурсов.