17.05.2022 21:50
    Поделиться

    Клавирабенд Никиты Тонконогова в галерее "Нико"

    Концерт молодого российского пианиста, в последние годы регулярно приезжавшего выступать из Швейцарии, где он продолжал обучение по окончании Московской консерватории, не мог не привлечь внимания. Прежде всего потому что Никита Тонконогов исполняет оригинальные программы, собранные им под авторским девизом, как, например , его предыдущие концерты с названиями "Возвращение", "Разлука". В его афише сочинения, редко звучащие на российской концертной сцене.
    Стеффан Диетце

    Программа, которую Никита Тонконогов сыграл в галерее искусств "Нико", хотя и не имела заглавия, но логика ее подбора была очевидна, настолько точно она совпала с настроением сегодняшнего времени.

    Точкой отсчета для пианиста стала знаменитая "Чакона" Баха из Партиты ре-минор для скрипки соло в фортепианной транскрипции Ферруччо Бузони. Это сочинение, несущее в себе боль потери (Бах сочинял его в потрясении от смерти своей жены) и катаклизм перевернувшегося мира, человеческой судьбы, прозвучало с отчаянной артикуляцией трагического монолога и грандиозным масштабом "органной" фактуры, положенной пианистом на плотную педаль. Мощный охват клавиатуры каскадами и "лентами" аккордов и тихие, пульсирующие фигурации - в контрастах его интерпретации ощущался живой драматизм столкновения мира и человека, не величественного, как у Баха, а трагического, апокалиптического, как в ситуации сегодняшнего времени.

    Следующей страницей "сюжета" стала Сюита Пауля Хиндемита "1922" - цикл из пяти пьес, в духе barbaro 20-х, передающих страшное, обездушенное по отношению к человеку наваждение надвигающейся эпохи машин. Саркастический "Марш" звучал у пианиста резко, ясно артикулированным, отрывистым звуком, а пьеса "Шимми" пронеслась в яростно быстром темпе. "Ночная музыка" была начисто лишена романтической краски. А две последние пьесы цикла: жутковатый вальс "Бостон" с его "ломаными" фигурациями и загадочным речитативом на фоне плавающих на педали инфернальных звучностей (словно колокола, которые "по ком-то" звонят), а затем механический, ернический "Регтайм" были точными и страшными "слепками" хиндемитовского музыкального гротеска "обездушенности".

    Надо сказать, что вся программа концерта состояла из произведений, требующих от пианиста не только виртуозности, но и сверхвыносливости, учитывая, что на финал было выбрано сложнейшее сочинение Листа - цикл "Годы странствий" (второй том "Италия") с его музыкальными образами, навеянными итальянской культурой Ренессанса - Рафаэлем, Микеланджело, Петраркой, Данте. Здесь, в самой пышной романтической манере Листа разворачивался конфликт - красоты искусства, мира, вечности и трагизма, страдания, memento mori человеческой жизни. От рафаэлевского "Обручения" до образов дантевского "Ада" Никита Тонконогов провел по роскошному листовскому ландшафту - красочному, виртуозному, переполненному мощными аккордовыми фактурами, пассажами, поэтической кантиленой, "ужасами" и мадригалами и вырастающими, словно стены, мрачными октавами - вратами в "Ад" Данте. Это было почти суггестивное погружение в мир, который звучал как актуальное послание.

    Справка "РГ"

    Никита Тонконогов - пианист, выпускник Московской консерватории и Бернского университета искусств. Дает концерты в Москве, в Европе, на фестивалях в Нью-Йорке, Байройте, Зальцбурге, Давосе. Немецкая Schwäbische Zeitung назвала его "пианистом экстра класса". Вэн Клайберн отмечал его "замечательную индивидуальность и превосходную технику". Лауреат международных конкурсов.

    Поделиться