17.05.2022 19:11
    Поделиться

    Кто и как будет обслуживать гаджеты в России

    Решение о легализации параллельного импорта сняло опасения по поводу сокращения доступности целых товарных категорий, в частности, бытовой электроники. При этом эксперты обращают внимание на ряд проблем, которые могут возникнуть у поставщиков и пользователей техники, ввезенной по таким каналам.
    iStock

    Подводные камни существуют в программном обеспечении гаджетов. При продаже электроники без предустановленного российского ПО продавцы могут быть оштрафованы на сумму до 200 тысяч рублей. Предустановкой ПО ранее занимались производители, и в абсолютном большинстве случаев она выполнялась на фабриках. Формально взять на себя такую ответственность могут продавцы электроники, но это повлечет за собой необходимость вскрывать и активировать каждое устройство. Минцифры с учетом сложившейся ситуации заявило о готовности ввести мораторий на такие штрафы.

    Пожалуй, главный вопрос остается с гарантийным обслуживанием ввезенной через параллельный импорт электроники.

    Часть задач по обслуживанию готовы взять на себя розничные продавцы. В частности, в DNS "РГ" сообщили, что компания готова производить ремонт в собственных сервисных центрах. Однако, по мнению главы независимого сервисного центра Дмитрия Дружбина, "уровень "дружественности" к клиентам в сервисных центрах продавцов будет существенно отличаться от фирменных сервисов". В частности, почти наверняка уйдут в прошлое подменные гаджеты и замена неисправного устройства на новое в рамках действия гарантийного срока.

    Существенно усложнится и процедура проведения гарантийного обслуживания в части, касающейся срок действия гарантии, так как ранее в качестве точки отсчета могла браться информация из базы производителя по серийному номеру устройства, теперь же такой возможности не будет. Это приведет к необходимости сохранять гарантийные талоны и чеки в качестве подтверждения даты и и места покупки.

    Еще одна проблема, по мнению Дружбина, заключается в том, что ремонт техники Apple, равно как и техники ряда других производителей, сегодня все чаще выглядит как "крупноузловая замена, завязанная на ее активацию в сервисной базе производителя", что тоже вряд ли будет возможно в нынешних условиях. Неавторизованные сервисы будут лишены и доступа к технической документации. Результатом может стать снижение качества проводимых ремонтов и утрата в процессе замены части функций.

    Есть и еще один нюанс - при отсутствии официального импорта становится не до конца понятно, зачем производителю тратить деньги на создание локализованных под российский рынок и российских пользователей версий продуктов. В результате мы можем получить большое число товаров с интерфейсом, не поддерживающим русский язык, и отсутствием информации на русском языке на упаковке, что также является нарушением законодательства.

    В любом случае, по оценкам главы минпромторга Дениса Мантурова, после подписания 6 мая перечня товаров, разрешенных к ввозу при помощи параллельного импорта, на организацию поставок и физическую поставку продукции в Россию потребуется примерно месяц. А значит, уже в первой половине лета на прилавках вновь появятся актуальные новинки из мира гаджетов и другой электроники.

    Существенные затруднения у поставщиков электроники могла вызвать также необходимость получать так называемую "нотификацию ФСБ", которую производители ранее запрашивали на каждую новую модель ввозимой техники. Однако 16 мая Михаил Мишустин подписал постановление, упрощающее на 2022 год правила ввоза компьютеров, планшетов, ноутбуков, смартфонов, микросхем и раций.

    Кроме того, правительство приняло решение временно наделить отраслевые ассоциации полномочиями по оформлению специальной разрешительной документации. Еще одним шагом стало ослабление таможенного контроля при ввозе средств криптографии, которые являются комплектующими для промышленного производства электронного оборудования и техники.

    Представители российского ретейла говорят о заинтересованности в параллельном импорте. В частности, представитель сети DNS сообщила "РГ", что компания планирует использовать эти возможности. Там ожидают, что при помощи этой процедуры в ближайшее время смогут закрыть "проблемные товарные категории".

    В "Ситилинке" не готовы говорить о перспективах использования параллельного импорта, по словам гендиректора компании Михаила Славинского, "все занимаются тем, что умеют лучше всего. Мы хорошо умеем делать "последнюю милю" до потребителя". При этом Славинский добавил, что уход бренда из страны не всегда означает, что потребителям в стране будет недоступна его продукция.

    Поделиться