Искателей счастья среди дирижеров оказалось куда больше, чем среди пианистов и композиторов, что не может вызвать удивления. Хотя, как объяснили мне знатоки музыкальной жизни, человек, стоящий за пультом симфонического оркестра, как правило, должен быть более амбициозен, чем любой солирующий музыкант, не говоря уже об артистах оркестра.
И это само по себе невероятное искушение. Но двести десять амбициозных молодых людей в возрасте до 45 лет - все равно слишком серьезная цифра, особенно если учитывать специфику этой профессии. Амбициозность и самонадеянность все-таки разные качества личности. Высочайший профессионализм музыканта, зрелость и воля - эти качества необходимы, чтобы встать за дирижерский пульт. И что-то еще, что очень трудно поддается простому определению. Не случайно так любят повторять афоризм Римского-Корсакова: "Дирижирование - дело темное". Дирижер - демиург-диктатор, во власти которого находится не только сочинение композитора, но и судьбы людей, готовых или неготовых к коллективному творчеству.
Жажда лидерства не всегда совпадает со стремлением служению музыке. Жесткость управления не часто сопрягается с умением расслышать потребности более чем стоглавого симфонического оркестра. Взаимная любовь дирижера и музыкантов куда более редкое явление, чем восхищение друг другом. Именно об этом снял свой фильм "Репетиция оркестра" Федерико Феллини, загадка того, когда демократия превращается в анархию, а стремление к творческому порядку - в диктатуру, по-прежнему остается загадкой. В каких-то случаях дирижеры зависят от оркестра не меньше, чем оркестр от дирижера, там, где, как, к примеру, в Берлине артисты оркестра влияют на приглашение дирижера общим голосованием. Но чаще всего главный дирижер заказывает не только музыку, но и ее исполнителей.
Впрочем, об этом лучше и глубже других писал Илья Александрович Мусин, гениальный педагог, определивший развитие ленинградско-петербургской дирижерской школы, среди учеников которого Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Арнольд Кац, Василий Синайский, Владислав Чернушенко, Теодор Курентзис и другие именитые маэстро.
"Профессия дирижера стала весьма популярной. Притягательная для молодых особая предводительная роль, так эффектно подчеркнутая в концертных условиях, когда все взоры устремлены на энергичного маэстро, и властные жесты его на виду у всех магическим образом обращаются в звуковые картины. Он - полководец, он - творец, верховный судья и пророк!.. Увы... Как часто мы бываем обмануты..." Это из книги "О воспитании дирижера", вышедшей в свет в 1987 году. С тех пор прошло тридцать пять лет, а рассмотренные в ней проблемы приобрели еще большую остроту. И сегодня мы бываем обмануты, наблюдая за претендентами на звание дирижера, значительно чаще, чем прежде. Хотя бы потому, что число этих претендентов многократно увеличилось.
Количество обучающихся на кафедрах дирижирования много больше тех двухсот десяти претендентов, что решили побороться за звание лауреатов конкурса имени С.В. Рахманинова в этом году. Если ориентироваться на статистические показатели, можно сделать вывод, что современное российское искусство не должно испытывать недостатка в профессиональных дирижерах. Что оно испытывает небывалый расцвет. Но это совсем не так. Сегодня в лучших симфонических оркестрах нашей страны нет художественных руководителей и главных дирижеров, как и нет очевидных претендентов на замещение этих должностей.
В российской музыкальной жизни есть немало хороших дирижеров, но вряд ли кто-то рискнет сказать, что они смогут заполнить образовавшиеся вакансии. Как говорится, много званных, но мало избранных. Эти вакансии образовались по разным причинам, и не стоит обращать критические взоры на Министерство культуры РФ, его вины в этом нет. В конце концов, в том, что Александр Овечкин не только играет за "Вашингтон кэпиталз", но и является капитаном этого клуба НХЛ нынешнее Министерство спорта РФ ответственности точно не несет.
По разным причинам из России уехали Владимир Юровский, Василий Петренко, Михаил Плетнев, Туган Сохиев, Павел Коган. Николай Алексеев, став главным дирижером заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии, сохраняет пост руководителя второго симфонического оркестра филармонии Северной столицы. 5 августа нынешнего года исполнится 90 лет В.И. Федосееву, великому дирижеру, который сохраняет высокое качество БСО. За восемьдесят художественному руководителю и главному дирижеру симфонического оркестра Московской филармонии Ю.И. Симонову, который находится, к счастью, в прекрасной творческой форме. Можно сказать, что дирижирование - это профессия зрелого возраста. Нередко ей начинают заниматься выдающиеся солисты, получив широкое признание. Достаточно вспомнить М.Л. Ростроповича, В.Т. Спивакова или Ю.А. Башмета.
Важно отметить, что высочайший уровень отечественного дирижерского искусства задавали лауреаты Всесоюзных конкурсов дирижеров, которые проходили в СССР с перерывами с 1939 по 1988 год. Е. Мравинский, Н. Рахлин, Ал. Мелик-Пашаев - лауреаты первого конкурса, Ю. Тимирканов получил первую премию в 1966 году, а В. Гергиев - в 1976-м. Кроме учеников И. Мусина была выдающаяся плеяда питомцев А. Гаука - достаточно назвать Е. Светланова. Вспоминаю все эти великие имена только для того, чтобы было ясно, какого масштаба должны быть личности, способные возглавить коллективы, сами по себе являющиеся достоянием российской национальной культуры. Не надо торопиться заполнять клеточки в штатном расписании. Время все расставит по своим местам.