Завод "Москвич" вчера, сегодня, завтра. История продолжается

Автозавод "Москвич" начал свою историю в 30-е годы прошлого века, неоднократно менял названия и продуктовое портфолио. "РГ" вспомнила богатую историю столичного предприятия, которое возрождается.

Московский завод, до недавнего времени принадлежащий компании Renault, называвшийся "Renault Россия", а теперь вернувший себе имя "Москвич", ведет свою историю с 1930 года. Производственная площадка была построена при участии компании Ford на пересечении Московской окружной железной дороги и Остаповского шоссе. Сегодня это - Волгоградский проспект.

В декабре 1930 года предприятие стало именоваться "Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала Молодежи" (КИМ) и до 1933 года выпускало легковушки Ford A и грузовички Ford AA из американских сборочных комплектов. В 1933 году завод стал филиалом компании ГАЗ и переключился на сборку автомобилей ГАЗ-А и ГАЗ-АА уже из советских комплектующих.

В 1939 году завод стал частью Глававтопрома и получил название "Московский автомобильный завод имени КИМ". Первая оригинальная советская малолитражка, выпущенная на заводе, получила название КИМ-10. Однако 340 произведенных экземпляров этой новинки в продажу так и не поступили - завод был частично эвакуирован, а частично - переориентировался на выпуск военной продукции. С 1945 по 1968 год предприятие называлось Московский завод малолитражных автомобилей (ЗМА или МЗМА). Вскоре после окончания ВОВ часть промышленного оборудования завода в Рюссельсхайме была по репарациям передана в СССР.

В результате с 1947 года под маркой "Москвич-400" с использованием немецкого оборудования был налажен выпуск трофейного Opel Kadett K38. В 1956 году было начато производство новой модели - "Москвич-402" с кузовом понтонного типа. В 1964 году появился "Москвич-408".

В 1966 году во время визита в Советский Союз президента Франции Шарля де Голля было подписано соглашение между компанией Renault и "Москвич" о реконструкции МЗМА, которая началась в 1968 году. Тогда были введены в строй новые производственные ветки конвейеров, работающие по технологии, лицензированной у фирмы Renault и построенные с участием ее специалистов. Параллельно был введен в строй и завод в Ижевске, также использовавший технологии Renault.

С 1968 по 1993 год предприятие назывался уже "Автомобильный завод им. Ленинского Комсомола" (АЗЛК). С 1993 по 2010 год - ОАО "Москвич". С 1998 года часть территории и цехов завода переданы совместному автомобилестроительному предприятию правительства Москвы и Renault. Первоначально предприятие называлось "Автофрамос", позднее перешло под контроль компании "Renault Россия". С 1998 по май 2022 года здесь выпускались автомобили марки Renault. В мае 2022 года активы "Renault Россия" перешли в собственность правительства Москвы. Тогда же мэр Москвы Сергей Собянин заявил о планах выпуска на заводе автомобилей под брендом "Москвич".