…Прошло уже больше недели, а пепелище до сих пор не остыло. Были улицы с домами из добротных деревянных срубов, детские качели и палисадники с яркими заборчиками. Теперь из черной обожженной земли торчат только печные трубы. Весь город насквозь пропитан запахом гари. И она пока никак не выветривается.
- Здесь вот у нас детская была, тут кроватка стояла, а там, где дымит - спальня, - с трудом сдерживает слезы Ирина Вакуленко, разгребая кучу обугленного камня и кирпича.
Это все, что осталось от ее дома площадью 63 квадратных метра. Он сгорел ровно за три минуты. Муж успел вынести документы и телевизор. В вольере задохнулись три собаки - алабай, охотничья и лайка. И куда-то сгинула любимица всей семьи - шотландская кошка. Громче всех ревел семилетний сын Ромка. Накануне у него был день рождения. В огне сгорел долгожданный конструктор "Лего" и праздничный торт, оставшийся нетронутым в холодильнике.
Анна и Вова Степановы помогали тушить дом соседу Шитко. Думали, что до них огонь не дойдет - слишком далеко.
- И тут вдруг сердце у меня кольнуло. Обернулась, гляжу - полыхает наш огород. Сама земля горит. Три машины перегноя. Собирались картошку садить. Пока бежали, загорелась крыша. Вова обжег спину, но успел вытащить на руках газовый баллон. А полмиллиона рублей пропали. Мы их всю жизнь копили. Ничего не спасли. Вообще ничего. В чем были, в том и остались, - говорит Аня. - Я с тех пор ни есть не могу, ни спать. Только закрою глаза - сразу вижу, как дом наш горит. Просыпаюсь в холодном поту и кричу.
Шестого мая был последний рабочий день перед праздниками. Называевск готовился ко Дню Победы. На центральной площади монтировали сцену. Вдруг небо заволокло тучами, налетел сильный ветер. Репетицию пришлось срочно свернуть. В двенадцатом часу дня в северной части города начал "мигать" свет. Одна из постоялиц Дома престарелых выглянула в окно и увидела, как вспыхнули камыши у трансформатора.
То, что происходило дальше, называевцы описывают одним словом - апокалипсис.
- Если и есть геенна огненная, то она выглядит именно так, - крестятся мужики.
Первый боевой расчет пожарных прибыл на место происшествия через 8 минут после вызова - на горящие камыши. К этому времени огонь перекинулся на два четырехквартирных барака по улице 2-Железнодорожная. А потом начался огненный шторм. Порывы ветра достигали 30 метров в секунду. Стокилограммовых мужчин в экипировке сбивало с ног. Языки пламени кубарем перепрыгивали через проезжую часть и слизывали все, что попадалось на пути.
- По тревоге был поднят весь личный состав - 61 человек, - рассказывает начальник 52 пожарно-спасательной части Александр Самосватов. - Прибежали даже те, кто был в отпуске. Но силы были неравны. За 20 минут огнем были охвачены уже восемь улиц.
Люди отчаянно сражались со стихией. Хватали ведра с водой, огнетушители, пытались присыпать пламя землей. Удерживали рвущихся в горящие дома и истошно кричащих хозяев. Между бригадами огнеборцев курсировала "скорая" - медсестра промывала измотанным спасателям глаза. На подмогу горожанам по железной дороге прибыл пожарный поезд. Но только ночью распространение огня удалось остановить.
Пожарный Александр Суханов потерял два дома - свой и матери. У соцработницы Ирины Штыер сгорело все имущество, пока она выносила из избы своего подопечного - одинокого неходячего деда. Город понес небывалые потери. Без крыши над головой в одночасье остались 104 семьи.
Утром силовики задержали мэра Называевска Виктора Лупиноса и начальника районной РЭС Евгения Шаламова. Им предъявлены обвинения в злоупотреблении должностными полномочиями.
- Можно ли было предотвратить пожар? - спрашиваю я у главы Называевского района Сергея Доценко.
- Это роковая случайность, - считает глава. - В этот день сошлись сразу несколько факторов. Ураган бушевал более трех часов. Расстояние между горящими домами составляло по 50-70 метров. Огонь перелетал его по воздуху. Никакие разделительные полосы его бы не остановили.
К весне в Омской области исторически готовятся как к войне - по двум вариантам. Регион либо горит, либо тонет. Майские пожары и паводки - географический бич Прииртышья. Называевск топило двадцать лет подряд.
- Я родился и вырос в этом городе, - рассказывает Доценко. - Раньше он был со всех сторон окружен полями, а теперь они превратились в болота. Пашни нет вообще. Площадь района - 5,9 тысяч квадратных километров. Половина из них затоплено. Называевка заросла камышом. И у нас нет никаких сил его побороть. Гусеничные тракторы тонут в топях. Необходима специальная техника. Но болотоход стоит 20 миллионов рублей. В нашем скудном и дотационном бюджете нет таких денег.
Из пяти тысяч частных домов в городе около тысячи брошенных. Многие избы-развалюхи приобретались черными риэлторами под маткапитал. В них никто не живет, а камыш растет буквально на крыше.
Апрельская тридцатиградусная жара превратила бурные заросли в сухостой. Пожар в тот день действительно мог произойти от любой искры - брошенного на обочину бычка или нагревшегося на солнце осколка стекла. Но по факту спусковым крючком стало короткое замыкание в трансформаторе. Который стоял посреди поля камышей в человеческий рост и был не окопан.
Погорельцев приютили родственники, друзья и коллеги. Развернутые казенные койки не пригодились.
- Трагедия объединила людей, - говорит заместитель главы района Оксана Яблонских. - Уже ночью называевцы начали нести в администрацию продукты и вещи для пострадавших. А утром из соседних сел прибыли три "Газели" с провизией.
Сегодня в городе развернуты четыре пункта приема вещей. Спортивный манеж до потолка забит одеждой и обувью. Посылки пострадавшим шлют из всех уголков России. Одна женщина из Омска привезла пятнадцать холодильников. Не хватает предметов личной гигиены, кухонной утвари, постельного белья…
Называевцы уже получили выплаты на неотложные нужды - по 50 тысяч рублей. Прокуратура помогает оформлять документы и готовить судебные иски тем, кто проживал в своих домах без оформления наследства. Власти обещают не бросить в беде никого. Глава региона Александр Бурков заявил, что пострадавшим выплатят компенсацию в размере 65,7 тысячи рублей за квадратный метр, исходя из нормы 33 квадратных метра на человека. Если погорелец проживал один - он сможет получить 2 миллиона 186 тысяч рублей. А для семьи из пяти человек выплата составит уже около 6 миллионов рублей. А уж люди сами решат, что делать с деньгами - покупать готовое жилье или восстанавливать свои дома.
- В Называевске проживает всего 10 тысяч человек, - говорит Сергей Доценко. - Поэтому я готов оказывать всяческое содействие тем, кто решит остаться в родном городе.
Однако новости о миллионных выплатах стали для местных жителей настоящим шоком.
- За сарай в нашей трущобе два миллиона рублей? -забурлил город. - Да на такие деньги в Омске "однушку" можно купить.
Тридцать домов, выставленных на продажу, за сутки подорожали в два раза.
- Я присмотрел квартиру за 1 млн 200 тысяч рублей. Захожу сегодня на сайт, а она стоит уже 2 млн 600 тысяч рублей, - сетует пожарный Суханов.
Погорельцы переживают, что не потянут стройку самостоятельно. Тем более, что по народным приметам на пепелище нельзя строиться 10 лет.
- Вот в прошлом году у нашего соседа Абдулажана Файзилова сгорел дом в Резервном переулке, - рассказывает Анна Степанова. - Он только-только заново отстроился. И снова сгорел.
Пока потерявшие кров находятся в полной растерянности и не могут определиться с тем, как жить дальше.
А в администрацию потоком идут ходоки с вопросами о том, что будет, если и их дома "случайно" сгорят в ближайшие дни. Получат ли и они столь щедрую компенсацию?