Сергей Безруков: Я прочел сценарий и заплакал

РИА Новости
Народный артист России, художественный руководитель Московского Губернского театра Сергей Безруков выступит в гала-концерте открытия XXXI международного музыкального фестиваля "Славянский базар в Витебске". Один из самых ярких современных актеров, он привезет на фестиваль моноспектакль "И жизнь, и театр, и кино". Это, по сути, автопортрет Безрукова, сотканный из самых разных ролей: Сирано де Бержерак, Пушкин, Есенин, Высоцкий...

Мы побывали на спектакле и на премьере фильма с участием актера, попытались заглянуть в его "мастерскую".

Сергей Безруков: Я играю только "главных поэтов". У Пушкина был ртутный характер и легкие руки. Есенин обожал Пушкина. Мятущийся дух делает Есенина поистине народным. Народных мало: Пушкин, Есенин, Высоцкий. Они даже похожи по своей мятущейся жизни на разрыв аорты. У Высоцкого в квартире была посмертная маска Пушкина. Высоцкий - герой моего времени. Я ему отдал и лицо, и голос.

(В фильме "Высоцкий. Спасибо, что живой" Безруков сыграл барда, но признался в этом не сразу, так он был неузнаваем из-за сложной маски на лице во время съемок. Не хотел, чтобы актерский имидж влиял на образ героя. Над созданием маски на протяжении шести месяцев трудился художник Петр Горшенин. Изучив около 500 фотографий из архива Высоцкого, мастер сделал копию его лица. - Прим. автора.)

Зрители очень тепло принимают спектакль "И жизнь, и театр, и кино".

Сергей Безруков: Если я читаю Есенина, люди начинают читать Есенина, если Пушкина - читают Пушкина.

Что главное в этих разных поэтах?

Сергей Безруков: Это люди со своей болью, любовью, страстями. Они жили на пределе - и ушли в вечность.

Знаю, что вы частый гость в Беларуси.

Сергей Безруков: Я Беларусь искренне люблю. Мы с белорусами говорим на одном языке. Это не язык СМС-сообщений, а потрясающий русский язык. Я привозил в Беларусь постановки Московского Губернского театра. В Витебске наших артистов любят и ждут. Кстати, спектакль "Искушение", поставленный театральным агентством "Арт-партнер XXI", был создан для "Славянского базара". В нем играли Любовь Полищук и Борис Щербаков. Когда она заболела, я сказал, что не буду играть ни с кем, пока она не выздоровеет. Она, увы, не поправилась.

Во время "Славянского базара в Витебске" стараюсь бывать в музее Шагала, заглянуть на экспозицию его учителя-портретиста Юделя Пэна в Художественном музее. Под Минском снимали в "В июне 1941"...

Действие фильма происходит в Западной Белоруссии. Ваш герой Иван Буров - лейтенант погранвойск.

Сергей Безруков: Это первая моя военная роль. У меня дед ветеран войны, воевал в моторазведке на Курской дуге, в Кенигсберге. Когда он пошел на фронт, ему было всего семнадцать. Был контужен. Действие фильма происходит на заставе Дамба. Мой герой - русский, рядом с ним Рустам Гульчаев из Карачаево-Черкесии, рядовой Михась Карпенюк - белорус. Это наша общая история.

Во время "Славянского базара в Витебске" стараюсь бывать в музее Шагала, заглянуть на экспозицию его учителя-портретиста Юделя Пэна в Художественном музее

По опросам американцев, Вторую мировую выиграли они, а СССР был всего лишь союзником.

Сергей Безруков: Поэтому нужны фильмы о войне, которые несут правду.

Такие, как "Брестская крепость".

Сергей Безруков: Кстати, команда, которая снимала "Брестскую крепость", сняла и "Подольских курсантов", где я сыграл одну из главных ролей.

Недавно вышел фильм с вашим участием "Мистер нокаут", где вы блестяще сыграли роль тренера уникального боксера Валерия Попенченко.

Сергей Безруков: Я прочел замечательный сценарий братьев Пресняковых и... заплакал. В 1956 году на стадионе "Динамо" "неправильный" боксер встретил "неправильного" тренера Григория Кусикьянца. Их содружество поначалу рассмешило боксерский бомонд. Говорили, что "драчун подружился с психопатом". Попенченко и Кусикьянцу предрекали скорую боксерскую смерть. А они легко выиграли чемпионат Союза, потом - первенство Европы и в 1964 году - Олимпиаду в Токио.

Вы ведь тоже не чужды тонкому искусству бокса?

Сергей Безруков: Я занимался боксом. Мой тренер Григорич даже хотел, чтоб я шел на КМС, спрашивал, когда я с моей техникой и моей реакцией выйду на ринг? "Нет, - отвечал я, - я актер, Григорич, мое место на сцене. Я люблю смотреть бокс, люблю тренироваться..."

Почему вы согласились сниматься в фильме о Попенченко?

Сергей Безруков: Для меня этот фильм - повод напомнить о великом боксере. Валерием Попенченко гордились, как Юрием Гагариным. Слава была, как у первого космонавта. Его знали во всем мире, а теперь забыли. О Гагарине помним, а о Попенченко забыли.

Трудно играть спортсменов?

Сергей Безруков: Нет, если есть хорошая команда. Важно, что сейчас в кино идут за историей. Экшеном уже удивить невозможно, бои Рокки, к счастью, в прошлом.

Как поддерживаете себя в форме? В фильме "После тебя", презентация которого прошла в том числе и в витебском Доме кино, вы сыграли артиста балета и практически все танцевальные номера исполнили сами.

Сергей Безруков: Артисту необходима хорошая физическая форма. Когда возникает "окошко", я занимаюсь спортом. Я очень подвижен. Люблю лыжи, на лыжи меня поставил отец. Но я люблю обычные лыжи, а не горные. Горные опасны, если что, за тебя никто сниматься не будет. К слову, артист и спортсмен похожи по энергетическим затратам. Это победа над собой, над своими страхами. Тренер - лидер, который ведет за собой, наставник, мастер. Я для своих артистов тоже наставник. Я стоял у истоков Губернского театра.

Как Губернский театр пережил пандемию?

Сергей Безруков: Спасались творчеством. Когда театры были закрыты, мы выпускали ежедневно видеопроекты, читали стихи и прозу. Я, сидя на самоизоляции, придумал спектакль "Дядя Ваня".

Расскажите, как возникла группа "Крестный папа", которая участвует и в спектакле "И жизнь, и театр, и кино"?

Сергей Безруков: В 1990 году на последнем звонке в родной 402-й школе Москвы мы разыграли спектакль. Это была импровизация на тему, кто кем станет через тридцать лет. Ее подсказал отец. Я вышел на сцену рок-звездой в байковой рубашке. Тогда я твердо знал, что поступлю в Школу-студию МХАТ на курс к Олегу Павловичу Табакову. Я пел в спектаклях. С годами мы создали группу "Крестный папа".

Вы мечтали стать актером?

Сергей Безруков: С детства, когда после детского сада меня приводили в театр к отцу.

Совсем скоро, 22 мая, на ТВ-экран выйдет фильм "Папы" с вашим участием.

Сергей Безруков: Десять лет назад вышел альманах "Мамы", где я сыграл в одной из новелл. "Папы" - это четыре истории, наполненные силой отцовской любви. Сценарий для новеллы "Отпуск" написала Анна Матисон (супруга Сергея Безрукова. - Прим. автора). Это наш пятый совместный фильм. Им я хотел отдать дань своему отцу.

Вашей семье семь лет. Уже появились какие-нибудь традиции?

Сергей Безруков: Наши семейные традиции родились вместе с нашей семьей, с нашими детьми, есть и те, которые мы переняли у наших родителей.

Какая из ролей любимая?

Сергей Безруков: Это подарок судьбы - играть разные жизни разных эпох. В каждой есть я.

Что вы скажете витебчанам, которые вас ждут?

Сергей Безруков: Как говорил Есенин: дорогие мои, хорошие...

Визитная карточка

Народный артист России Сергей Безруков родился 18 октября 1973 года в Москве в семье актера Виталия Безрукова. В 1994 году окончил Школу-студию МХАТ (мастерская Олега Табакова). В 14 лет вышел на сцену. С 1993 года - актер театра-студии под руководством О.П. Табакова ("Табакерка"). В 2013-м стал художественным руководителем Губернского театра. Снялся более чем в 120 проектах. Его спектакль "Хулиган. Исповедь" о Есенине стал абсолютным хитом. 11 марта 2016 года женился на режиссере Анне Матисон. 4 июля 2016 года у них родилась дочь Мария. 24 ноября 2018 года родился сын Степан. 24 июля 2021 года родился сын Василий.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться