25.05.2022 00:50
    Рубрика:

    Международный фестиваль Башмета прошел в Ярославле

    Как ни ищи закономерностей к XIV по счету фестивалю, они непредсказуемы. Да, фестиваль и в этом году прошел в Ярославле и городах области, не ограничивал себя в жанрах, его частью были мастер-классы лучших профессионалов, школа культурной журналистики и отборочный тур во Всероссийский юношеский симфонический оркестр маэстро Башмета.
    В "Сказе о Борисе и Глебе" в роли Ярослава Мудрого блистал Андрей Мерзликин, а в оркестре - сам Юрий Башмет. / предоставлено пресс-службой фестиваля
    В "Сказе о Борисе и Глебе" в роли Ярослава Мудрого блистал Андрей Мерзликин, а в оркестре - сам Юрий Башмет. / предоставлено пресс-службой фестиваля

    Ударными ожидаемо стали гала-открытия, где вместо хитов звучали сочинения Мирзояна, Вайнберга, Уствольской, и вечер барочной музыки Folia-Folies ("Фолии, или Безумства") с идеальным пулом солистов-барочников. На традиционный вечер музыки для духовых инструментов в Ярославской филармонии особых надежд не возлагали. А между тем Духовой квинтет Российского национального оркестра удивлял не только афишей, вместившей и нестандартного Бизе/Холкомба, и очень уместного Лядова, но и подходом к подаче программы: вечный любимец публики флейтист Максим Рубцов вписал в скучноватую форму "выставки достижений" интриги, сюжеты и личное обаяние, отчего камерный концерт смотрелся почти блокбастером.

    Гений не мог умереть, не дописав "Волшебную флейту", и ее герои поддерживали его самыми известными ариями

    На фестивале ожидали open air в Ярославском кремле хоровой оперы Александра Чайковского "Сказ о Борисе и Глебе" (музыкальный руководитель и солист Юрий Башмет, драматург Михаил Дурненков, режиссер Павел Сафонов). Но погода свернула проект в зал старинного драматического театра имени Федора Волкова. Конечно, Ярослав Мудрый - Андрей Мерзликин не затерялся и в предложенных обстоятельствах, хотя на сцене толклось больше 200 человек. С этим хаосом пяти хоров, артистов миманса, артистов балета, двух контртеноров, прихотливой партитуры и сдавленного теснотой оркестра "Новая Россия" пытался справиться дирижер Фредди Кадена из экзотического Эквадора.

    Музыкально-драматический спектакль "Волшебная флейта. Путешествие" смотрелся в афише черным ящиком. Да, этот странный шедевр Моцарта может быть прекрасен в любом виде, во дворе знаменитого Королевского дворца Венария близ Турина на фестивале Teatro a Corte Тамино был четкий рэпер, а Царица Ночи - певица китайской оперы. Сейчас "...флейта" стала частью спектакля о последних днях жизни гения. Матерый профессионал Владимир Стеклов, воплотив Заказчика-Смерть со скрипучим голосом и безупречными манерами, оттенил талантливую, тонко рефлектирующую, легкую Надежду Лумпову в роли Моцарта. Гений не мог умереть, не дописав "Волшебную флейту", и ее герои поддерживали его самыми известными ариями. Молодыми голосистыми певцами занимался шеф Молодежной оперной программы Большого театра Дмитрий Вдовин.

    А оркестром "Новая Россия" правил удивительный Юстус Франц. Знаменитый немецкий дирижер, пианист, организатор самых безнадежных и самых нужных миру музыкальных проектов вел спектакль с той деликатной уверенностью, что отличает подвижника от мастерового. В финале 78-летний маэстро, вспорхнув из ямы на сцену, помог выкатить себе рояль и заиграл адажио 23-го концерта Моцарта.

    В любое другое время этот жест показался бы слишком сентиментальным, но не здесь и сейчас, так что зал замер и разразился овацией, а благодарить коллегу вышел маэстро Башмет.