Баритон Алексей Марков выступит на гала-концерте "Классика на Дворцовой"

В честь дня рождения Санкт-Петербурга в субботу, 28 мая, у стен Зимнего дворца состоится гала-концерт "Классика на Дворцовой". В этом году он проходит в десятый раз и, по традиции, соберет на сцене под открытым небом лучших мировых исполнителей оперы и балета. Всех звездных имен организаторы пока не раскрывают, но кое-какие тайны готовы приоткрыть. Артист Мариинского театра и солист лучших мировых оперных сцен баритон Алексей Марков сравнил для читателей "РГ" самый первый концерт, который состоялся в 2013 году, и десятый, юбилейный. В этом году певец примет участие в грандиозном светомузыкальном шоу "Классика на Дворцовой" в четвертый раз.
В этом году гала-концерт на Дворцовой площади состоится в десятый раз
В этом году гала-концерт на Дворцовой площади состоится в десятый раз / Пресс-служба НП Dance Open

Алексей, до того, как проект "Классика на Дворцовой" появился и расцвел, вы говорили, что опере приходится подстраиваться под вкусы публики...

Алексей Марков: Если бы дело было просто в том, чтобы угодить зрителю, можно было бы пригласить поп-исполнителей, медийных персонажей. А наш проект - это возвращение к истокам, и очень здорово, что он есть.

Алексей Марков: Мой самыйлюбимый композитор - Пуччини. Фото: Святослав Акимов/РГ

У кого-то нет возможности купить билет в театр, кто-то просто считает, что опера и балет - "это не мое". Но "Классика на Дворцовой" - полноценное шоу, его интересно не только слушать, но и смотреть. Само название нашего города ассоциируется с классикой: в архитектуре, в музыке, вообще в искусстве. А главная площадь Петербурга - удобный и просторный "зрительный зал" и роскошные "декорации", которые подчеркивают главную идею проекта - предоставить людям возможность соприкоснуться с настоящим искусством. Любой может прийти и услышать, увидеть красивое мультимедийное театральное действо.

Как вы выбирали репертуар для этой юбилейной программы?

Алексей Марков: Программу концерта формируют организаторы, хотя рождается она, конечно, в сотрудничестве. Участники могут внести свои предложения. От меня, например, в этом году сначала ожидали "куплетов Тореадора". Это своего рода оперный шлягер, публика знает его и любит, даже подпевает - но мне захотелось исполнить арию Фигаро из оперы Моцарта. Не совсем мой репертуар - Фигаро обычно поет бас-баритон, а я все же баритон классический. Однако одна ария - это не вся партия, и это яркий номер.

Трудно выступать на открытом воздухе?

Алексей Марков: По-другому. Во-первых, половина успеха - это хорошая погода. Во-вторых, здесь мы поем в микрофон, так как звук в открытом пространстве распространяется по-другому, и работаем по мониторам, поскольку дирижер находится за спиной - не все это умеют делать. Но зато здесь совершенно другая, отличная от театра, энергетика публики.

Какую свою роль любите больше всего?

Алексей Марков: Единственной нет. Я дорожу многими своими ролями и партиями, они - часть моей жизни. Конечно, особое отношение к Евгению Онегину, это моя первая большая роль на сцене Мариинского театра, а партия Андрея Болконского - дебют на сцене Метрополитен-опера. Кстати, совсем скоро начнется фестиваль "Звезды белых ночей", который Мариинский театр откроет как раз спектаклем "Война и мир" Сергея Прокофьева. Очень люблю Верди. Хотя, пожалуй, самый мой любимый композитор - Джакомо Пуччини. Сейчас я пою две партии - Скарпиа в "Тоске" и Марчелло в "Богеме".

Ваш путь к классической сцене был довольно необычным...

Алексей Марков: Действительно, я окончил Выборгское авиационное техническое училище. Но я учился также в музыкальной школе по классу гитары, а где гитара - там и пение под гитару. Какое-то время играл в джаз-банде на трубе, но сначала не думал о музыке как о профессии. Однако потом все больше стал увлекаться, начал петь в церковном хоре в Выборгском Ильинском храме и в конечном счете приехал учиться в Санкт-Петербург. А спустя два года вышел на сцену Мариинского театра.

Вы отождествляете себя со своими героями?

Алексей Марков: Нет. Я знаю, что некоторые мои коллеги используют такой прием при работе над ролями. Но лично я иду прежде всего от музыки, от замысла композитора, у которого на своем месте каждая нота и каждая интонация. Именно поэтому мне не близки попытки современных режиссеров перенести действие классических постановок в другое время, в другие обстоятельства. Онегин не может вести себя развязно, как того иногда требует режиссер - это противоречит не только эпохе, но и музыке. Однако, к сожалению, сегодня создатели спектаклей все чаще идут именно по этому пути.

Но в современном обществе мораль прежних времен становится все более непонятной...

Алексей Марков: Именно поэтому пример необходимо показывать со сцены. Это способ воспитания общества - показывать настоящие чувства, настоящую нравственность.

Тогда "Классику на Дворцовой" тоже можно считать воспитательным проектом?

Алексей Марков: Мне кажется, что в большей степени это - праздник. Подарок городу, подарок ценителям классической музыки, настоящее шоу. Сейчас это слово приобрело несколько негативный характер, но если перевести его на русский, то шоу - это "представление". Мы представим публике лучшие образцы классического искусства - оперы и балета.

У вас есть роль-мечта?

Алексей Марков: Нет. Если бы была, то я бы ее уже спел.

Про санкции

Алексей Марков: Я лично, да и большинство моих коллег никакого негативного отношения к российским артистам, российскому искусству не ощущаем. У меня, кажется, предложений из-за рубежа стало даже больше. В следующем сезоне я совершенно точно больше полугода проведу вне России - все уже расписано. Два новых проекта мне предложили только в самое последнее время.

Что касается каких-то единичных случаев отказа исполнять русскую музыку, то это всего лишь конъюнктурные решения отдельных оркестров, которые хотят показать свою "вовлеченность" в ситуацию. Хотя вообще странно отказываться от того, что составляет сокровищницу мировой классической музыки, тем более что оно было создано задолго до сегодняшних геополитических раздражителей.