Бензин сильно дешевеет в опте, но его розничная цена почти не меняется
Падение оптовых цен - это совсем не тренд мая, началось оно с конца февраля. С того периода биржевые котировки упали почти на 30%, несмотря на стабильно высокую стоимость нефти, а розничные цены снизились только на 0,6%. Причем, по мнению экспертов, ожидать какого-то значительного удешевления бензина на АЗС в дальнейшем не следует.
Причина такой разной динамики оптовых и розничных цен - в структуре российского экспорта, а также особенностях налогообложения и ценообразования на рынке топлива в России. Но основной фактор, удерживающий цены на АЗС, в том, что их рост ограничен государством уровнем инфляции. А, например, почти весь прошлый год оптовые цены росли, значительно опережая этот уровень (более 20%, а инфляция - 8,4%). Поэтому заправки работали на грани или ниже уровня рентабельности. В этом году ситуация выправилась, но на АЗС не спешат сильно снижать цены, понимая, что в случае роста биржевых котировок повысить они смогут стоимость бензина и дизеля опять только на уровень инфляции, который может отстать от подорожания в опте.
Предпосылок для ощутимого снижения розничных цен на автобензин сейчас нет, считает старший аналитик ИГ "Петромаркет" Мария Арье. По ее словам, операторы АЗС, которые почти весь 2021 год торговали топливом себе в убыток, не стремятся снижать розничные цены вслед за оптовыми, компенсируя понесенный ущерб и опасаясь повторения прошлогодней ситуации.
Ситуация, конечно, не самая приятная для владельцев авто и малого бизнеса, но, учитывая сравнительно слабый рост розничных цен на топливо в нашей стране с 2019 года, не критичная для спроса и не ограничивающая потребление. В Европе и США цены на АЗС только с мая прошлого года выросли на 30-50%, побив многолетние или исторические рекорды.
Впрочем, если цены на бирже продолжат снижаться теми же темпами, как с марта этого года, то они вполне могут потянуть за собой розницу. Другое дело, что едва ли динамика сохранится. Оптовые цены в России ориентируются на экспортные нетбэки (экспортную цену топлива с вычетом пошлин и транспортных расходов), которые с февраля находятся приблизительно на одном уровне (небольшой скачок вверх был только в марте из-за подорожания нефти выше 120 долларов за баррель). Поставки за границу нефтепродуктов с начала года снизились, что и послужило одной из причин снижения биржевых котировок.
Падение оптовых цен связано с естественной приостановкой открытости нашего рынка, считает заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. Не в последнюю очередь рост котировок в прошлые годы был связан с ростом цен на внешних площадках. Это происходило благодаря мерам по расширению открытости российской экономики, которые предпринимались финансово-экономическим блоком правительства. Теперь внешнее влияние по естественным причинам сведено к минимуму, отмечает эксперт.
Но сказанное больше справедливо для дизельного топлива - его на экспорт уходило около 50% от объемов производства. А оно, в отличие от бензина, продолжает ориентироваться на экспортные нетбэки, подешевев в опте с конца февраля совсем незначительно - всего на 4%. Бензина же за границу отправлялось не более 10% от производимого в стране.
В России с 2019 года работает демпфирующий механизм, компенсирующий из бюджета 68% по бензину и 65% по дизелю недополученных доходов нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) при отказе от экспорта и поставках на внутренний рынок. Но он возвращает только часть доходов. В начале года компенсацию по демпферу планировали увеличить до 83%, но решение по этому вопросу пока отложили.
При этом сложившаяся ситуация с растущей разницей между внутренними оптовыми ценами и экспортными нетбэками приводит к увеличению выплат из бюджета по демпферу. В январе они составили 85 млрд рублей, в феврале - 113,8 млрд рублей, в марте - 152,8 млрд рублей, а в апреле - 450,3 млрд рублей. Всего за четыре месяца было выплачено 801,9 млрд рублей. Для сравнения, почти столько же в бюджет принесла экспортная пошлина за поставки газа за четыре первых месяца 2022 года.
Кроме того, в себестоимости производства бензина и дизеля в нашей стране около 70% занимают налоги, часть которых привязана к мировым котировкам нефти. Поэтому полностью избавиться от влияния мировой конъюнктуры на российском рынке пока не получается.
С точки зрения эксперта Института развития технологий ТЭК Кирилла Родионова, на ценах на бензин сейчас сказывается сжатие спроса в сегменте новых легковых авто. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых авто в марте 2022 года снизились на 62,9% в годовом выражении (до 55,1 тысячи автомобилей), а в апреле - на 78,5% (до 32,7 тысячи единиц). При этом фактический выпуск топлива на российских НПЗ еще не подстроился под изменение спроса. Производство в марте снизилось на 0,7% в сравнении с мартом 2021 года. Поэтому стабилизация цен на рынке произойдет в тот момент, когда производство бензина адаптируется под сокращение конечного спроса, уточняет Родионов.
Схожее мнение высказала Арье. Причиной снижения цен производителей, по всей видимости, служит некоторое ослабление спроса на моторные топлива в рознице, которое транслируется на оптовый рынок, считает она. Розничная реализация топлива независимыми сетями АЗС в мае ниже, чем была год назад в это время, на 5-10% (в зависимости от региона и сети АЗС). А это сказывается на аппетите к закупкам в опте со стороны независимых операторов мелкооптового и розничного рынка.
Но сейчас на рынке бензина восстанавливается балансирующее влияние экспорта, отмечает Арье. По оперативным данным, объем экспорта автобензина за 21 день мая в среднесуточном выражении хотя и уступает апрельскому показателю, превышает уровень мая прошлого года почти на 6%. Похоже, что российские экспортеры в значительной мере адаптировались к санкционному давлению, по крайней мере в его текущих формах, считает эксперт.