Валерий Гергиев открыл ХХХ Музыкальный фестиваль "Звезды белых ночей"

В этом году знаменитый фестиваль "Звезды белых ночей", "прорубивший" когда-то "окно" в фестивальную Европу и занявший место в топе крупнейших международных фестивалей, пройдет впервые в своей истории в российском формате. Тем не менее, основной канон "ночного" марафона нарушен не будет: более двухсот событий на всех сценах Мариинки, афиша с именами мировых звезд и молодых исполнителей. Правда, программа в этом году анонсируется дозированно - на две-три недели вперед, но уже понятно, что дефицита "звезд" на фестивале не будет.
Михаил Вильчук / Мариинский театр

На открытии фестиваля представили классику: балет "Лебединое озеро" Чайковского в хореографии Петипа и Иванова - по сути, символ русской культуры в мире, и грандиозную патриотическую эпопею "Война и мир" Прокофьева в постановке Андрея Кончаловского - с участием трехсот артистов на сцене и в оркестре.

Рядом с русской классикой - пятичасовые "Троянцы" Берлиоза, с их картиной острейшего кризиса древней цивилизации - трагедией войны, обесценивания человеческих жизней, амбиций, ведущих к хаосу и гибели народов. В этом же контексте прозвучит и великая "Хованщина" Мусоргского, опера о расколе из русской истории XVII века, о страдании народа на крови, о политических интригах и, одновременно, о "вечном" в русской жизни - идеализме, поиске "пути", о вере.

Опера "Хованщина". Фото: Наташа Разина © Мариинский театр

Легендарный спектакль Леонида Баратова и Федора Федоровского, сохраняющийся на Мариинской сцене уже более шести десятилетий, был показан и в преддверии "Звезд Белых ночей" - с участием Ольги Бородиной в роли Марфы. Ее Марфа - выдающееся явление на современной сцене, и даже спустя десятилетия с тех пор, как в 90-е годы молодая Бородина потрясла музыкальный мир в партии раскольницы, она звучит с той же завораживающей силой и объемом, в котором отражается целый мир - историческая эпоха и личностный масштаб, женская сила Марфы и та самая "тайна русской души". С первого своего появления на сцене Ольга Бородина буквально магнетизирует зал своим глубоким, мерцающим красками, голосом, словно говорящим "душой" из далеких веков. Ее Марфа подлинная во всем - в каждом слове, взгляде, в своей любви к Андрею, которая приводит их обоих в огонь. А когда Марфа поет свою знаменитую сцену гадания "Силы потайные", в голосе ее звучит не только мощь, но и внутренняя сила, способная противостоять темным мирам, и тут же - неожиданно нежное и оттого еще более страшное пророчество будущего князю Голицыну, которого провезут потом вдоль кремлевской стены в колодке на шее.

Опера "Хованщина". Фото: Валентин Барановский © Мариинский театр

В этом спектакле Мариинки, как в японском кабуки, бережно сохраняется каждая деталь, каждый жест, каждый красный кирпичик Кремля и трепещущий листочек дерева, прописанный на ткани, и темные бревна теремов старой Руси, в которую на сцене буквально врывается под ликующие фанфары молодой царь Петр с солдатами, победно застывая в эффектной "живой картине".

Уже понятно, что дефицита звезд на фестивале не будет

Удивительным образом эта, казалось бы, архаичная фактура спектакля с боярами в тяжелых шубах и кафтанах, с Хованским верхом на живой лошади, с рисованными живописными декорациями, полновесно работает в сегодняшнем времени, с его новой эстетикой и сценическими смыслами. А главное, артисты Мариинского театра проживают эту далекую историю с накалом реальной жизни. Гул набата, мрачный рокот, пронзительно протяжные мелодии, тревожный тон - атмосферу спектакля создает оркестр, каждый звук которого у Валерия Гергиева прожигает насквозь. Он нагнетает внутри музыки взрыв, разливает трагедию, завораживает тихой молитвой хора и высвечивает в музыкальной ткани Мусоргского, как в вечном потоке времени, темные краски страшной истории из русской жизни, разрешившейся пожаром - тряпичным на сцене, но обжигающим в реальной жизни в любые времена.

Фестиваль открылся эпопеей "Война и мир" с участием трехсот артистов. Фото: Михаил Вильчук / Мариинский театр

К слову, в этот же день на Новой сцене Мариинки Гергиев исполнил другую эпопею из русской истории - кантату Прокофьева "Александр Невский", где в своем фирменном стиле развернул грандиозное "побоище" с жутким тевтонским механическим "скоком свиньи", воем меди, скороговоркой латинского хора и победительной героической темой русского воинства. В плаче-былине "Мертвое поле" величественно и скорбно солировала Ольга Бородина. Это выступление было посвящено памяти недавно ушедшего из жизни пианиста Александра Торадзе, одного из постоянных участников "Звезд Белых ночей", начиная с самого первого фестиваля.

Как рассказал Валерий Гергиев: "Уход моего ближайшего друга - это большая трагедия, которую мы никак не ждали. Мы с ним общались буквально каждый день, он прилетал к нам из Америки полгода назад, и мы проехали с ним в Сибирь, в Якутию, играли концерты в Иркутске, Томске, Кемерово. Исполняли "Прометей" Скрябина. Александр Торадзе должен был вернуться к нам в июне на "Белые ночи"". Об его искусстве писали, что он "использует каждый атом, каждую клеточку своего тела, чтобы жить музыкой". С Гергиевым они сделали записи всех фортепианных концертов Прокофьева, и запись Третьего концерта была названа "исторически лучшей" из всех существующих.

Приношение памяти пианиста прозвучало и от Дениса Мацуева, исполнившего Третий концерт Рахманинова - с какой-то отчаянно ностальгической интонацией в кантилене и в сокрушительном темпе, немыслимом в технически головоломной каденции, создававшем впечатление эсхатологического звукового потопа, сметавшего все на своем пути и уносящего в бесконечность.

Опера "Хованщина". Фото: Валентин Барановский © Мариинский театр
Прямая речь

Валерий Гергиев, руководитель Мариинского театра:

- В Мариинском театре мы сегодня готовим громадное количество вводов молодежи во все спектакли, причем репетируют у нас не несколько солистов, а сразу по два-три состава - то есть, по двадцать певцов. Это очень много. Вы услышите эти новые имена на "Звездах Белых ночей". Только что в Концертном зале прозвучала "Итальянка в Алжире" Россини, где молодые ребята работают блестяще. Все они выучили также "Золушку" Россини, которую мы уже исполняли и покажем в полусценической версии на фестивале. У меня сейчас нет задачи сотрясти мир какой-то супермодерновой постановкой, где правая рука - за левое ухо и т.д. Моя цель - представить публике наш колоссальный вокальный резерв, сделать с молодыми певцами, которые почти все сейчас дома, полноценный репертуар. Я сам провел уже три месяца дома, никуда не вылетая - ни разу с того момента, как началась спецоперация. И я ясно представляю, что происходит сегодня в Мариинском театре. Через две недели мы услышим молодого Онегина. А Петр Ильич, как известно, писал эту оперу для студентов. Мы делаем много для того, чтобы вывести нашу молодежь - и сценически, и вокально - на новый уровень, чтобы у нас появились новые "звезды".

Справка "РГ"

В афише "Звезд Белых ночей" анонсированы Ольга Бородина, Ильдар Абдразаков, Екатерина Семенчук, Альбина Шагимуратова, Хибла Герзмава, Евгений Никитин, Михаил Петренко, Николай Луганский, Денис Мацуев и другие.

Планируются выступления первых лауреатов Международного конкурса Рахманинова, имена которых должны быть оглашены 26-27 июня в Москве. Объявлена балетная премьера - "Двенадцать" Бориса Тищенко в хореографии Александра Сергеева на сцене Мариинки-2. В оперном марафоне прозвучит серия новых работ театра - "Золушка" и "Итальянка в Алжире" Россини, "Идоменей" Моцарта, "Джоконда" Понкьелли, а также две эксклюзивных серии Мариинского театра - оперы и балеты Родиона Щедрина (к 90-летию композитора): "Мертвые души", "Очарованный странник", "Боярыня Морозова", "Конек-горбунок", партитура "Приключения обезьяны", и почти все оперы Вагнера: "Кольцо", "Лоэнгрин", "Тангейзер", "Тристан и Изольда", "Парсифаль", "Нюрнбергские майстерзингеры".

В день 350-летия Петра Великого, 9 июня, в Мариинском театре покажут "Хованщину" и балет Глиэра "Медный всадник".