Эксперты рассказали, как долго будут дешеветь подержанные автомобили
Не секрет, что продавцы подержанных машин устанавливают ценники, ориентируюсь на стоимость новых автомобилей у дилеров. В последние годы этому во многом способствовал приток покупателей на "вторичку" из-за дефицита новых машин. Только с начала нынешнего года рост цен на автомобили с пробегом в среднем составил 15% или 160 тыс. рублей. А если сравнивать с тем, что было год назад (в мае 2021-го), то с тех пор бэушки стали дороже на 63% или 467 тыс. рублей, подсчитали в агентстве "Автостат".
Однако в мае цены на вторичном авторынке снизились - на 3,1% или 39 тыс. рублей по сравнению с предыдущим месяцем, что произошло впервые с сентября 2020 года. Удешевление подержанных машин эксперты связывают с увеличением количества их предложений: после начала военной спецоперации на Украине многие продавцы снимали объявления о продаже своих автомобилей из-за неопределенности дальнейшего развития событий, а сейчас некоторые захотели избавиться от "лишних" активов (второй или третьей машины) или же продать автомобиль, поскольку его содержание в будущем может стать не по карману.
По словам директора департамента автомобилей с пробегом ГК "АвтоСпецЦентр" Владимира Желобова, в начале мая число предложений восстановилось до уровня февраля, что вызвало последующее снижение стоимости автомобилей с пробегом. При этом нельзя сказать, что активизируется «серый» импорт, поскольку подержанные машины, ввезенные из-за рубежа, будут стоить дороже из-за логистических издержек.
"В марте-апреле был зафиксирован пик цен на автомобили с пробегом, однако при отсутствии большого спроса сейчас они массово стали дешеветь. Эта тенденция продолжится как минимум до августа-сентября, если рубль продолжит укрепляться", - считает руководитель направления Автомобили с пробегом ГК "Прагматика" Александр Сурков.
Действительно, в отличие рынка новых машин, где цены определяются, прежде всего, курсом валют, на "вторичке" продавцы могут гибко реагировать на спрос, а он в последние месяцы неуклонно снижается. И это несмотря на то, что большинство автопроизводителей приостановили поставки в Россию новых машин, и бэушки, по идее, отчасти должны стать им альтернативой.
Так, по данным "Автостата", в апреле россияне приобрели 352 тыс. легковых автомобилей с пробегом - это на 17% меньше, чем в марте, и на 36% ниже результата годичной давности. А всего с начала 2022-го в России было куплено почти 1,5 млн подержанных машин, что означает падение на 17% по сравнению с январем-апрелем прошлого года. В целом по итогам 2022 года в "Автостате" прогнозируют падение вторичного авторынка на 18-20%, при этом нужно иметь в виду, что в прошлом году из-за острого дефицита новых автомобилей был установлен рекорд по продаже бэушек - почти 6 млн штук.
Как говорит генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль, апрельское снижение вторичного авторынка объясняется, в частности, тем, что большинство хороших машин было выкуплено в предыдущие месяцы, когда россияне опасались очередного скачка цен и дефолта, поэтому стремились вложить деньги в приобретение движимого имущества или жилья.
"В среднесрочной и краткосрочной перспективе объем продаж автомобилей с пробегом будет снижаться - до того момента, пока будет стабилизироваться национальная валюта. Укрепление рубля дает импульс для ввоза подержанных машин из-за рубежа - из Китая и даже Европы. Более того, "свежие" бэушки могут стать альтернативной новым автомобилям, но в небольшом объеме, поскольку рынок новых автомобилей сужается", - рассуждает Александр Сурков.
Стоит отметить, что самыми продаваемыми моделями с пробегом по итогам апреля стали уже снятые с производства вазовские автомобили Lada 2114 "Самара-2", Lada 2107 и Lada 2170 "Приора", а также внедорожник Lada Niva, который выпускается практически без изменений вот уже 45 лет.
В целом в прошлом месяце россияне приобрели 97,5 тыс. подержанных машин с ладьей на радиаторной решетке, а доля российской марки на "вторичке" выросла до 27,7%, хотя ранее она обычно составляла не более 24%, констатируют в "Автостате". Среди подержанных иномарок наиболее востребованными являются Ford Focus, Hyundai Solaris, Kia Rio и Toyota Corolla, однако их продажи падают сильнее, чем у "Лады".
По мнению Дениса Мигаля, лидерство отечественных автомобилей на вторичном рынке объясняется большей доступностью комплектующих - как в вопросе наличия, так и цены. То же самое можно сказать и о моделях корейских брендов - Hyundai и Kia, которые не покинули российский рынок из-за санкций, а значит, дефицита их комплектующих пока быть не должно.
"Увеличение спроса на подержанные автомобили отечественного производства произошло во многом из-за того, что люди, опасаясь ухудшения экономической ситуации, продали тяжелые активы, к которым относятся дорогие иномарки, и пересели на отечественные машины. Их содержание на текущий момент обходится в несколько раз дешевле того же Ford Focus. В целом подход к приобретению и содержанию автомобиля стал более прагматичным", – рассказал Александр Сурков.
Между тем, подержанные автомобили в возрасте до 3 лет, которые часто рассматриваются покупателями в качестве доступной альтернативы новым, исчезают с рынка. Согласно данным "Дрома", в апреле количество выставленных на продажу "трехлеток" сократилось на 11%, а за первые две недели мая еще на 15%. При этом спрос на них не падает, а цены выросли от 47% до 60% в сравнении с прошлым годом.
Так, самым популярным автомобилем среди "трехлеток" стала Lada Granta - средняя стоимость вазовского "бюджетника" увеличилась на 50% до 715 тыс. рублей. Второе место занял Hyundai Solaris, чей ценник вырос на 53% и достиг 1,4 млн рублей. Далее следует Lada Vesta с ростом цены на 46% - до 995 тыс. рублей. В пятерку лидеров среди "трехлеток" также вошли Kio Rio и Toyota Camry, которые подорожали в среднем на 50% – до 1,4 млн рублей и 3,2 млн рублей соответственно.
"Традиционно рост стоимости новых авто или их отсутствие на складах у дилеров смещает фокус внимания потребителей на вторичный рынок. Наиболее востребованными остаются трех-, четырехлетние машины, и как раз на них самая высокая цена. Это объясняется тем, что владельцы достаточно "свежих" автомобилей не спешат их продавать, особенно, за ту сумму, на которую невозможно приобрести новый автомобиль или с пробегом, но выше классом. Поэтому именно трех- и четырехлетние машины дорожают практически наравне с новыми. На сегодняшний день такой автомобиль - неплохое вложение средств, так как он не будет нуждаться в постоянном ремонте", - комментирует Денис Мигаль.
В свою очередь, Александр Сурков отмечает, что количество предложений в этом возрастном сегменте - изначально небольшое. Те, кто планировал продать автомобиль, сейчас решили оставить его у себя, если он в возрасте до трех лет, поскольку находится на гарантии, а продавать такую машину и покупать другую не имеет никакого экономического смысла.