28.05.2022 11:00
    Поделиться

    Эксперты рассказали, как долго будут дешеветь подержанные автомобили

    Подержанные машины, чья стоимость обычно увеличивается вслед за новыми автомобилями, впервые за несколько лет стали дешеветь. Однако такая ситуация может продлиться недолго - в лучшем случае до осени, когда спрос на бэушки вновь активизируется после летних отпусков.
    "Вторичный" ценопад
    Фото: iStock

    Не секрет, что продавцы подержанных машин устанавливают ценники, ориентируюсь на стоимость новых автомобилей у дилеров. В последние годы этому во многом способствовал приток покупателей на "вторичку" из-за дефицита новых машин. Только с начала нынешнего года рост цен на автомобили с пробегом в среднем составил 15% или 160 тыс. рублей. А если сравнивать с тем, что было год назад (в мае 2021-го), то с тех пор бэушки стали дороже на 63% или 467 тыс. рублей, подсчитали в агентстве "Автостат".

    Однако в мае цены на вторичном авторынке снизились - на 3,1% или 39 тыс. рублей по сравнению с предыдущим месяцем, что произошло впервые с сентября 2020 года. Удешевление подержанных машин эксперты связывают с увеличением количества их предложений: после начала военной спецоперации на Украине многие продавцы снимали объявления о продаже своих автомобилей из-за неопределенности дальнейшего развития событий, а сейчас некоторые захотели избавиться от "лишних" активов (второй или третьей машины) или же продать автомобиль, поскольку его содержание в будущем может стать не по карману.

    По словам директора департамента автомобилей с пробегом ГК "АвтоСпецЦентр" Владимира Желобова, в начале мая число предложений восстановилось до уровня февраля, что вызвало последующее снижение стоимости автомобилей с пробегом. При этом нельзя сказать, что активизируется «серый» импорт, поскольку подержанные машины, ввезенные из-за рубежа, будут стоить дороже из-за логистических издержек.

    "В марте-апреле был зафиксирован пик цен на автомобили с пробегом, однако при отсутствии большого спроса сейчас они массово стали дешеветь. Эта тенденция продолжится как минимум до августа-сентября, если рубль продолжит укрепляться", - считает руководитель направления Автомобили с пробегом ГК "Прагматика" Александр Сурков.

    На задней передаче
    Фото: iStock

    Действительно, в отличие рынка новых машин, где цены определяются, прежде всего, курсом валют, на "вторичке" продавцы могут гибко реагировать на спрос, а он в последние месяцы неуклонно снижается. И это несмотря на то, что большинство автопроизводителей приостановили поставки в Россию новых машин, и бэушки, по идее, отчасти должны стать им альтернативой.

    Так, по данным "Автостата", в апреле россияне приобрели 352 тыс. легковых автомобилей с пробегом - это на 17% меньше, чем в марте, и на 36% ниже результата годичной давности. А всего с начала 2022-го в России было куплено почти 1,5 млн подержанных машин, что означает падение на 17% по сравнению с январем-апрелем прошлого года. В целом по итогам 2022 года в "Автостате" прогнозируют падение вторичного авторынка на 18-20%, при этом нужно иметь в виду, что в прошлом году из-за острого дефицита новых автомобилей был установлен рекорд по продаже бэушек - почти 6 млн штук.

    Как говорит генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль, апрельское снижение вторичного авторынка объясняется, в частности, тем, что большинство хороших машин было выкуплено в предыдущие месяцы, когда россияне опасались очередного скачка цен и дефолта, поэтому стремились вложить деньги в приобретение движимого имущества или жилья.

    "В среднесрочной и краткосрочной перспективе объем продаж автомобилей с пробегом будет снижаться - до того момента, пока будет стабилизироваться национальная валюта. Укрепление рубля дает импульс для ввоза подержанных машин из-за рубежа - из Китая и даже Европы. Более того, "свежие" бэушки могут стать альтернативной новым автомобилям, но в небольшом объеме, поскольку рынок новых автомобилей сужается", - рассуждает Александр Сурков.

    Дёшево и сердито
    Фото: iStock

    Стоит отметить, что самыми продаваемыми моделями с пробегом по итогам апреля стали уже снятые с производства вазовские автомобили Lada 2114 "Самара-2", Lada 2107 и Lada 2170 "Приора", а также внедорожник Lada Niva, который выпускается практически без изменений вот уже 45 лет.

    В целом в прошлом месяце россияне приобрели 97,5 тыс. подержанных машин с ладьей на радиаторной решетке, а доля российской марки на "вторичке" выросла до 27,7%, хотя ранее она обычно составляла не более 24%, констатируют в "Автостате". Среди подержанных иномарок наиболее востребованными являются Ford Focus, Hyundai Solaris, Kia Rio и Toyota Corolla, однако их продажи падают сильнее, чем у "Лады".

    По мнению Дениса Мигаля, лидерство отечественных автомобилей на вторичном рынке объясняется большей доступностью комплектующих - как в вопросе наличия, так и цены. То же самое можно сказать и о моделях корейских брендов - Hyundai и Kia, которые не покинули российский рынок из-за санкций, а значит, дефицита их комплектующих пока быть не должно.

    "Увеличение спроса на подержанные автомобили отечественного производства произошло во многом из-за того, что люди, опасаясь ухудшения экономической ситуации, продали тяжелые активы, к которым относятся дорогие иномарки, и пересели на отечественные машины. Их содержание на текущий момент обходится в несколько раз дешевле того же Ford Focus. В целом подход к приобретению и содержанию автомобиля стал более прагматичным", – рассказал Александр Сурков.

    Потянуло на "молодых"
    Фото: iStock

    Между тем, подержанные автомобили в возрасте до 3 лет, которые часто рассматриваются покупателями в качестве доступной альтернативы новым, исчезают с рынка. Согласно данным "Дрома", в апреле количество выставленных на продажу "трехлеток" сократилось на 11%, а за первые две недели мая еще на 15%. При этом спрос на них не падает, а цены выросли от 47% до 60% в сравнении с прошлым годом.

    Так, самым популярным автомобилем среди "трехлеток" стала Lada Granta - средняя стоимость вазовского "бюджетника" увеличилась на 50% до 715 тыс. рублей. Второе место занял Hyundai Solaris, чей ценник вырос на 53% и достиг 1,4 млн рублей. Далее следует Lada Vesta с ростом цены на 46% - до 995 тыс. рублей. В пятерку лидеров среди "трехлеток" также вошли Kio Rio и Toyota Camry, которые подорожали в среднем на 50% – до 1,4 млн рублей и 3,2 млн рублей соответственно.

    "Традиционно рост стоимости новых авто или их отсутствие на складах у дилеров смещает фокус внимания потребителей на вторичный рынок. Наиболее востребованными остаются трех-, четырехлетние машины, и как раз на них самая высокая цена. Это объясняется тем, что владельцы достаточно "свежих" автомобилей не спешат их продавать, особенно, за ту сумму, на которую невозможно приобрести новый автомобиль или с пробегом, но выше классом. Поэтому именно трех- и четырехлетние машины дорожают практически наравне с новыми. На сегодняшний день такой автомобиль - неплохое вложение средств, так как он не будет нуждаться в постоянном ремонте", - комментирует Денис Мигаль.

    В свою очередь, Александр Сурков отмечает, что количество предложений в этом возрастном сегменте - изначально небольшое. Те, кто планировал продать автомобиль, сейчас решили оставить его у себя, если он в возрасте до трех лет, поскольку находится на гарантии, а продавать такую машину и покупать другую не имеет никакого экономического смысла.

    Поделиться