1. Спросите вашего ребенка, что для него значит Единый госэкзамен? Пусть ребенок сам расскажет вам. "Вполне возможно, что у него есть какие-то идеи, а вы о них ничего не знаете. Если у вас с ребенком сложились доверительные отношения, вы многое поймете из его ответа. Допустим, ребенок говорит, что низкий балл для него - катастрофа. Разберитесь, почему именно? Он не поступит на бюджет в выбранный вуз? Есть возможность учиться платно, можно пойти в колледж, отдохнуть год дома… У вас самого обязательно должен быть запасной вариант на такой случай, но говорить ребенку об этом пока не обязательно", - рассказала Наталия Ширкова.
2. Ваш ребенок отличник, медалист, олимпиадник? Вам надо быть особенно внимательным. Такие дети хотят во всем быть первыми, привыкли к успеху и, как правило, остро переживают малейшие неудачи. Они могут бояться разочаровать родителей, учителей, сверстников. Гиперответственные, тревожные отличники завязаны на внешние оценки, поэтому им стоит чаще напоминать о внутренних ориентирах. Важно, чтобы ребенок понимал: неудача - элемент любой деятельности. Проговаривать с ребенком возможность неуспеха можно и нужно. Но только не накануне экзамена.
3. Скажите своему ребенку: "Главное на экзамене - удержать в память вопрос и тщательно перепроверить то, что ты написал в бланке ответов". Все остальное "забыл ручку", "вместо воды на экзамен принес чай" и даже "опоздал на экзамен" - не очень существенно. Ручку дадут, опоздавшего пустят. И даже если ребенок забыл паспорт, его могут пустить на экзамен под ответственность сопровождающего. В конце концов, есть возможность пересдать в резервные дни.
4. "Если ваш ребенок учится слабо, надо ориентировать его на обязательное прорешивание тех заданий, которые хорошо ему даются. То есть объективно на тех заданиях, которые дадут возможность точно сдать экзамен и получить заветный аттестат", - пояснила Наталия Ширкова.
5. Если ребенок тревожный, неуверенный в себе и в своих силах, рассеянный, то максимально важно создать ситуацию эмоционального комфорта до экзамена и не нагнетать обстановку. Чрезмерная тревога только тормозит желание что-либо делать и, скорее, вызовет протест. Своего ребенка не нужно сравнивать с "сыном маминой подруги", который, как водится, сдал ЕГЭ на 400 баллов из 300 возможных.
Эксперт поясняет: "Здесь очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать. Фраза: "От чего ты устал? Некоторые занимаются с утра до вечера, а ты после трех задач устал" - максимально избегать. Во-первых, возможно, у ребенка астенический синдром. Во-вторых, психологические особенности всех подростков (нужно им лениться и ничего не делать, а любое задание - уже в тягость). В-третьих, несчастная любовь или еще что) Таким детям хорошо поможет составить план подготовки к каждому экзамену с четким кругом обязанностей (сегодня три задачи по математике, завтра – два сочинения по русскому языку)".
Детализация деятельности и возможность вычеркивать уже сделанные задания показывают ребенку, как многое он уже сделал. План должен составить сам ребенок (может быть совместно с репетитором), но не единолично мама.