31.05.2022 12:42
Поделиться

Как в регионах поднимают престиж рабочих профессий

В Калужской области создают технопарк профессионального образования по федеральной программе "Профессионалитет". В сентябре пройдет первый набор по специальностям "технология машиностроения" на базе девятых и 11-х классов. Ежегодно в центре планируется обучать около 10 тысяч человек.
Программы колледжей и техникумов сегодня адаптируются под запросы конкретных производителей
Программы колледжей и техникумов сегодня адаптируются под запросы конкретных производителей / Евгений Курсков/ТАСС

- По нашим прогнозам, в ближайшие годы промышленному сектору региона дополнительно понадобится около 50 тысяч специалистов, - прокомментировал "РГ" потребность в кадрах в регионе заместитель министра образования Калужской области Денис Зубов. - Квалифицированный персонал особенно остро необходим в фармацевтике и в отрасли биотехнологий, в создании полимерных композитных материалов, робототехнике, мехатронике и других. Вопрос подготовки кадров был и будет ключевым не только для нашего региона, но и для страны в целом. С учетом роста производства и последствий демографического спада 1990-х годов грамотно подготовленные кадры становятся стратегическим ресурсом.

Сегодня создаются учебные центры, программы обучения адаптируются под запросы бизнеса - открываются новые востребованные рынком труда специальности в действующих вузах и учреждениях профобразования. Меняются и сами студенты. Это уже далеко не те, кого некогда называли пэтэушниками. Сегодня говорят о формировании кадров нового типа - мотивированных, высококвалифицированных и обучаемых профессионалов: высокотехнологичное оборудование современного производства требует от операторов рабочих мест новых профессиональных компетенций.

- Мы одними из первых в стране начали создавать ресурсные центры. В частности, своевременная организация Центра подготовки кадров для автопрома позволила оперативно обеспечить этот сектор квалифицированными работниками: подготовлено более 20 тысяч специалистов. Практически сто процентов его выпускников трудоустроились на предприятиях автомобильного кластера, - рассказал Денис Зубов.

Федеральный проект "Профессионалитет", стартовавший в этом году, позволяет освоить рабочую специальность высокой квалификации в короткие сроки, получить опыт работы на производствах, что практически гарантирует дальнейшее трудоустройство и, что не менее важно, привлекает бизнес к партнерскому управлению образовательными организациями. Образовательно-производственный кластер для машиностроительной отрасли будет базироваться на одном из отделений Калужского технического колледжа. Помимо него в кластер войдут колледжи-партнеры: Калужский кадетский многопрофильный техникум имени А. Т. Карпова, Людиновский индустриальный техникум, Обнинский колледж технологий и услуг и Сосенский политехнический техникум. Бизнес будет представлен такими ведущими промышленными предприятиями, как "Калужский турбинный завод", "КалугаПутьМаш" и "Калужский двигатель".

Участники проекта - потенциальные работодатели, которые готовы инвестировать в развитие среднего профессионального образования

- Сегодня работодатели знают, какие именно качества и навыки нужны их будущим сотрудникам. Кроме того, от качества образования зависит и будущий экономический рост. Он просто невозможен без хорошо подготовленных кадров. И проект "Профессионалитет" позволяет бизнесу, не изобретая какие-то свои методы, органично войти в этот процесс. Работодатели смогут сами формировать запрос к образовательным программам, выступать наставниками, предоставлять свои площадки для обучения, - пояснил Денис Зубов.

Так, на базе турбинного завода совместно с кадетским многопрофильным техникумом создана площадка для приема демонстрационных экзаменов по международным стандартам компетенции "Цифровая метрология". К слову, предприятие уже выделило кластеру на закупку оборудования 10 миллионов рублей.

Участники проекта - потенциальные работодатели, которые готовы инвестировать в развитие среднего профессионального образования и давать базу для формирования практических навыков студентов. В связи с этим появляются и новые дисциплины, такие как обработка изделий из титановых сплавов, процессы обработки легированных сталей, сверление несквозных глубоких отверстий в нержавеющей стали, работа с большими диаметрами в изделиях из различных металлов и другие технологии производства. Опять же изучать их будут непосредственно на имеющемся у конкретного работодателя оборудовании - переучивать не придется. Помимо технологических дисциплин научат корпоративной культуре, работе в команде, освоению инструментов бережливого производства.

Не секрет, что одно время молодежь стремилась больше в менеджеры и юристы - к профессиям в офисе. По мнению экспертов, сегодня ситуация постепенно меняется. Этому способствуют как высокий уровень современного производства - здесь чисто, интересно, есть возможность роста, - так зачастую и возможность значительно более высоких заработков. Рабочая профессия становится престижной. По словам Дениса Зубова, за последние три года общая численность студентов колледжей среднего профессионального образования увеличилась на 12 процентов, превысив в 2021-2022 годах 22 тысячи человек. Ежегодно набор по программам среднего профессионального образования превышает семь тысяч человек, лицензируются новые профессии и специальности. Основные специальности, интересующие выпускников, - транспорт, информационные технологии, машиностроение, энергетика, архитектура и строительство, сельское хозяйство.

- Меняется подход и к формированию структуры контрольных цифр приема: ежегодно увеличивается прием по техническим специальностям, - рассказал замминистра образования региона. - На основе анализа приемных кампаний последних лет можно говорить о четкой тенденции, что с каждым годом все больше выпускников девятых и 11-х классов выбирают системы СПО как основной вариант построения своей жизненной траектории. Школьники, избравшие для себя техническое направление, понимают, что среднее профессиональное образование гарантирует им возможность трудоустройства. Потому что именно здесь мы видим дефицит профессиональных кадров и значительный рост производственной загрузки.

А как у соседей

В Рязани колледжи и предприятия, объединившиеся в образовательно-производственный кластер "Машиностроение", проводили мастер-классы, дни открытых дверей и даже тематические классные часы непосредственно в школах. Все эти профориентационные мероприятия - часть Программы популяризации федерального проекта "Профессионалитет".

Профориентация - это лишь малая часть федерального проекта "Профессионалитет". В Рязанской области в соответствии с этим проектом будет проходить подготовка специалистов по экспериментальным программам. Для этого и создается образовательно-производственный кластер "Машиностроение" на базе Рязанского колледжа электроники. Как рассказала пресс-секретарь Министерства образования и молодежной политики Рязанской области Юлия Пирогова, в кластер войдут четыре колледжа и техникума (Рязанский колледж электроники, Рязанский автотранспортный техникум имени С. А. Живаго, Касимовский нефтегазовый колледж, Клепиковский технологический техникум) и четыре производственные компании (ПАО "Тяжпрессмаш", АО "Рязанская нефтеперерабатывающая компания", ООО "Серебрянский цементный завод", АО "Михайловцемент"), заключившие соответствующие соглашения о партнерстве в подготовке квалифицированных кадров. По сути, предприятия-партнеры таким образом сразу готовят для себя именно тех специалистов, которые им нужны. Учебные программы корректируются в соответствии с пожеланиями бизнеса, так что ребята смогут обучаться по востребованным профессиям и сразу получать опыт на производстве. А после окончания учебы у них не будет проблем с трудоустройством.

Кластер "Машиностроение" - это лаборатории роботизированной сварки, лазерных технологий, металлорежущих станков, деталей машин, технологического оборудования, монтажа, ремонта и наладки промышленного оборудования, мастерская сварочных технологий. Помимо лабораторий с высокотехнологичным оборудованием, как пояснила Юлия Пирогова, будет создана мастерская со 154 современными учебными местами, а также к новому учебному году будут приобретены 84 единицы учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования. Помимо федеральных средств в создание кластера также намерены вложиться работодатели: именно инвестиции в развитие профессионального образования позволят сделать его максимально эффективным. В частности, предприятия же заявили о готовности предоставить базу для формирования практических умений.