В Афганистане снова нарастает напряженность. В Кабуле ходят слухи, что сбежавший президент Ашраф Гани вернулся в страну

В Кабуле упорно циркулируют слухи о том, что бывший президент Афганистана Ашраф Гани, бежавший из страны в августе прошлого года, вернулся и ведет секретные переговоры с руководством движения "Талибан" (организация запрещена в РФ - прим.ред.). Зигзаг головокружительный, но в то же время не потерявший связь с реальностью.
AP Photo/Rahmat Gul

Хотя бы по двум причинам, связанным с недалеким прошлым.

Первая: свергнутый президент Ашраф Гани в немалой степени содействовал приходу талибов к власти, по сути дела, распустив оборонявшиеся вооруженные силы под благовидным предлогом - не надо новых жертв среди мирного населения. Вторая причина заключается в том, что нынешняя кабульская власть оказалась в политическом тупике, практически отказавшись от формирования инклюзивного правительства. И ей позарез нужны новые игроки на политическом поле, без зазрения совести делающие вид: застоя нет, ищем выход из положения.

Дефицит международного признания "победителей США" сковывает само их движение, на 90% состоящее из представителей пуштунских племен. Причем обструкция продолжается не только на мировом уровне, но и на региональном. Надежда было на то, что хотя бы мусульмане-единоверцы признают в любом случае. А пока есть только разговоры про возможное полноценное признание, но нет его самого.

Тем временем в центральной части Афганистана нарастает напряженность. Долина Панджшер прилегает к соединяющей север и юг страны горной магистрали Саланг, которая, несомненно, имеет стратегическое значение. Здесь ВС "Талибан" продолжают боестолкновения с вооруженными силами Фронта национального сопротивления (ФНС) во главе с Ахмадом Масудом, который представляет интересы таджиков и других нетитульных этносов.

В этих условиях допустимо предположить, что консорциум талибских союзников во главе с Пакистаном и Катаром ищет того, кто бы повлиял на нынешнюю кабульскую власть и побудил ее замириться с таджиками в Панджшере. К этому же недавно призвала пуштунская национальная джирга, состоявшаяся в пакистанском городе Банну. Поддерживая в целом движение "Талибан", она указала на взрывоопасность обостряющихся в Афганистане межэтнических противоречий.

Но даже если слухи о новой миссии Ашрафа Гани соответствуют действительности, у него, этнического пуштуна, мало шансов стать успешным миротворцем. Вопреки интервью, которое дал BBC его бывший советник Хамдулла Мохиб, не исключивший развитие политической карьеры своего босса. Оппозиционный талибам ФНС не раз заявлял, что своим бегством из страны Ашраф Гани предал национальные интересы Афганистана и тем самым сжег все мосты.

С таким вопиющим бэкграундом, действительно, трудно рассчитывать на успех в деле умиротворения страны. Очевидно, что кабульская власть и ФНС должны сесть за стол переговоров и начать прямой диалог - между пуштунами и таджиками, а также представителями других этносов Афганистана. Синергия такого диалога вкупе с долгим опытом мирной жизни при короле Захир-шахе может перемолоть все распри и явить миру новый Афганистан.

В биологической летописи этого азиатского региона есть очень ассоциативная история - про так называемую пуштунскую жабу, обитающую сейчас в горном Памире. Но изначально её предки квакали в Кашмире (из-за его принадлежности Индия и Пакистан спорят по сей день), населенном преимущественно пуштунами. Потом жаба мигрировала через линию Дюранда в сторону севера Афганистана и Таджикистана. И уже здесь приобрела уникальный по силе иммунитет, способность выживать даже в бесснежных горах при температуре минус 30 градусов. На такое больше никакая другая современная реликтовая амфибия не способна…