Верховный суд разрешил защищать свое жилье даже при ненасильственных попытках проникнуть в дом

Пленум Верховного суда России дополнил свое постановление по делам самообороны важными правками. Как уточнила высокая инстанция, граждане имеют право на самооборону при незаконных попытках войти в их жилье, даже если это не сопровождается насилием или угрозой его применения. Иными словами, если кто-то вошел без приглашения, у хозяина развязаны руки. Дом человека должен быть его личной крепостью.

Напомним, постановление с разъяснениями по делам о самообороне было принято еще в 2012 году. Документ тогда вызвал большой резонанс, так как его положения по сути давали гражданину карт-бланш на защиту собственной жизни. Однако многие эксперты еще в то время уточняли, что потребуется определенный и немалый срок, чтобы суды начали на практике применять данные подходы. Одна из проблем: определить при рассмотрении каждого конкретного дела наличие угрозы.

Недавно в Госдуму был внесен законопроект, дополняющий УК нормой о том, что гражданин вправе защищаться всеми способами, если в дом ворвались незваные гости. Верховный суд инициативу не поддержал. По мнению многих экспертов, законодательные нормы по вопросам самообороны в России сформулированы правильно, а проблема заключается в их толковании. Поэтому Верховный суд России активно занимается совершенствованием практики.

Теперь пленум дополнил старое постановление положением о том, что допустимой является защита от "незаконного проникновения в жилище против воли проживающего в нем лица, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия".

Верховный суд также уточнил положение в части того, что состояние необходимой обороны возникает до момента начала преступного посягательства при наличии его реальной угрозы.

"Разъяснить судам, что состояние необходимой обороны может иметь место, в том числе в случаях, когда защита была осуществлена при обстоятельствах, свидетельствующих о наличии реальной угрозы совершения общественно опасного посягательства, а действия оборонявшегося лица непосредственно предшествовали такому посягательству и были направлены на его предотвращение", - говорится в постановлении суда.