Несколько омских кинотеатров приостановили работу

Санкции, ограничившие прокат в России фильмов западных кинокомпаний, поставили в сложное положение кинотеатры. Отсутствие в прокате мировых блокбастеров вдвое снизило посещаемость, кассовые сборы катастрофически падают. За последний месяц выручка культурно-досуговых центов (КДЦ) снизилась более чем наполовину.

Руководство нескольких омских кинотеатров заявило о приостановке деятельности. Фильмов, способных сделать кассу, нет, залы пустуют, поясняют работники.

Одним из первых, несмотря на бойкое место, оказался в кризисе старейший в Омске КДЦ. В конце мая здесь было представлено двенадцать картин, в том числе иностранных. Все они уже "не первой свежести". "Волк с Уолл-стрит", например, выпущен в 2013 году. Цены на билеты - 120-180 рублей. Группам, пенсионерам, студентам - скидки десять-двадцать процентов. Но количество проданных билетов, в том числе на вечерние сеансы, можно пересчитать по пальцам.

Но в большинстве учреждений пострадавшей отрасли объявлять о вынужденном простое или закрытии не торопятся. Так, один из официальных пабликов в соцсетях сначала известил о временной приостановке кинопоказов, но потом информация исчезла - руководство КДЦ решило подождать еще.

Кризисная ситуация наблюдается и в других городах страны. Приостановили работу некоторые кинотеатры Санкт-Петербурга, в Воронеже закрылась пятая часть кинозалов, на семьдесят процентов упала выручка в Екатеринбурге.

В последние годы ситуация испытывает киноотрасль на прочность. Сначала пандемия коронавируса вынудила ввести систему жестких ограничений заполняемости зрительных залов. Теперь антироссийские санкции лишают кинотеатры нашумевших мировых премьер. Спасти отрасль могут либо льготы и субсидии, либо "пираты", на которых контролирующие органы временно закроют глаза.

Если же никаких изменений не произойдет, то к концу года кинотеатры могут кануть в Лету, прогнозируют в Гильдии продюсеров России. Новых отечественных фильмов недостаточно, чтобы поддерживать наполняемость зрительных залов.

Эксперты не исключают, что скоро кино на большом экране можно будет увидеть только в учреждениях, получающих финансовую поддержку от государства или муниципалитета. Здесь ситуация складывается куда менее драматично, чем в частном прокате.

- Кинозалы продолжают работать во всех 32 районах Омской области. В этом смысле регион является одним из лидеров кинофикации в стране. Практически повсеместно действует 3D. А работники, как правило, клубные, стабильно получают зарплату, - пояснила корреспонденту "РГ" пресс-секретарь регионального минкультуры Светлана Саликова. - Омский киновидеоцентр тоже продолжает плановую работу, хотя наполняемость оставляет желать лучшего.

Стоит напомнить, что это не первый системный кризис в истории отечественного кинематографа. После распада Советского Союза отрасли был нанесен сокрушительный удар. Привычные связи рухнули. Прокат, став кооперативным, заполонил большие и малые экраны огромным количеством лент, в том числе и весьма сомнительного качества. А потом кинотеатры и вовсе превратились в салоны, магазины и заведения, далекие от культуры.

Теперь у низкомаржинального бизнеса вновь обострились проблемы, в том числе правовые.

- Это и отсутствие закона об инвестициях, которые не облагались бы налогом. Необходимость строительства новых киностудий. Недостаточная господдержка отечественного неигрового, анимационного, детского кино, - перечисляют специалисты регионального киновидеоцентра. - Плюс относительно слабый уровень современных лент.

Справка "РГ"

По данным областного киновидеоцентра, первый фильм на большом экране омичи увидели 125 лет назад. Сеансы в манеже Омской крепости длились не более двадцати минут и состояли из пяти лент - "Человек-змея", "Гимнастическое упражнение на трапеции", "Столярная мастерская", "Купальня", "Улица Парижа", "Приход поезда железной дороги".

На первом этапе кинематограф рассматривался как увеселительный аттракцион. "Живые фотографии" демонстрировали публике после спектакля, концерта. Фильмы, в том числе американского, французского, шведского производства, были несовершенными, немыми, и в основном демонстрировали движение. После недельного показа киногастролеры увозили ленты в другие города и крутили их до полного износа.