Как будут выглядеть упрощенные российские автомобили
Согласно всем этим документам до 1 августа производителям разрешено выпускать авто всех экологических классов, а также не оснащать систему вызова экстренных служб "ЭРА-ГЛОНАСС" функцией автоматического срабатывания. Кроме того, документ допускает отказ от установки некоторых систем, например, ABS и ESP, если они стали недоступны из-за санкций или дефицита чипов. Послабления также коснулись подушек безопасности и преднатяжителей ремней безопасности.
Новые требования носят разрешительный характер и не запрещают автопроизводителям производить транспортные средства по современным нормам.
Впрочем отчественным автомобилистам к таким машинам не привыкать. У нас до сих пор по дорогам бегают и "Пятерки" и "Семерки", в которых таких наворотов отродясь не было.
В общем, без всего этого теперь можно выпускать автомобили в России. Но для этого производитель должен соответствовать некоторым требованиям. Под эти требования подпадает большинство отечественных производителей транспорта: АвтоВАЗ, КАМАЗ, ГАЗ, УАЗ, УРАЛ.
Причина такого послабления для производителей - нехватка электронных компонентов на рынке. Все эти системы управляются электроникой. Даже преднатяжители ремня, не говоря о подушках безопасности, имеют свои чипы, которые определяют степень резкости торможения, чтобы задействовать систему. А подушки, так те и вовсе оснащены своим блоком управления.
Итак, первым на освобождение машин от излишней электроники пошел АвтоВАЗ. Как уже говорилось, 8 июня с конвейера этого завода сойдут первые Lada Granta в облегченном варианте. Они будут выпускаться в двух версиях: первой не достанется никакого оборудования повышенного комфорта, а вторая получит электроусилитель руля и электростеклоподъемники. Обе Granta лишат ABS, кнопки "ЭРА-ГЛОНАСС" и подушек безопасности, а класс двигателя снизят с "Евро-5" до "Евро-2". Силовой агрегат - безальтернативный 8-клапанный ВАЗ 11182 объемом 1,6 литра мощностью 90 л.с.
Предполагаемый ежемесячный объем выпуска таких машин составит около 10 тысяч экземпляров, однако эта цифра может быть скорректирована в меньшую сторону, так как с июня на АвтоВАЗе производство автомобилей будет осуществляться не пять дней, а четыре.
Цены на упрощенные Lada Granta, согласно дилерской информации, будут лежать в диапазоне от 640 до 840 тысяч рублей. В настоящее время прайс-лист на обычную "Гранту" в кузове типа седан начинается от 728 000 рублей. В этой машине в комплектации "Стандарт" есть одна подушка безопасности, система "ЭРА-ГЛОНАСС" и ABS.
Стоит отметить, что АвтоВАЗ собирается упростить и другие модели. Вслед за Granta, в июле, должно выйти семейство Niva (Legend и Travel) и Largus, которые будет упрощены по тем же лекалам. Выпустить удешевленную Lada Vesta также планируется, но произойдет это не раньше осени. В ней также будет установлен 1,6-литровый мотор ВАЗ-11182.
Как отмечает обозреватель "Дрома" Сергей Цыганов, будущая работа АвтоВАЗа будет зависеть от поставок компонентов из-за рубежа.
"Даже если очень малую номенклатуру будет невозможно получить иначе, чем из-за границы, она и будет определять работоспособность завода: количество простоев, количество смен, в которые АвтоВАЗ будет работать, и в итоге количество выпущенных автомобилей. По состоянию на сегодня компания способна производить примерно 800 Granta в сутки. Я не уверен, что все Granta, с которых начнется выпуск в июне, будут в упрощенных комплектациях, потому что какое-то количество компонентов для нормальных модификаций все же поступает и продолжает поступать", - отмечает эксперт.
Генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль подчеркивает, что АвтоВАЗ планирует собирать не только базовые версии Granta, но и внедорожные вариации Cross, которые отличаются от обычной наличием пластикового обвеса.
"Преимущество АвтоВАЗа - в широкой дилерской сети. Если удастся наладить полностью производство, то концерн, безусловно, сможет остаться лидером на нашем рынке", - добавляет он.
Очевидно, что следующими облегченными машинами будет линейка КАМАЗ. Причем, вполне возможно, что выпускаться они будут с двигателями Евро-0. Также пойдут на освобождение от электроники все УАЗы, автобусы ПАЗ, ГАЗели Бизнес и Соболь.
На такой шаг и правительство, и производителей заставил пойти не только дефицит соответствующих компонентов, но и необходимость в автомобилях там, где без них не обойтись.
Но надо сказать, что такие упрощенные машины не только не пойдут на экспорт, на них даже выехать за рубеж будет невозможно. Автомобиль - для внутреннего потребления, так сказать, для своих.
Впрочем, принципиальная договоренность о возможности передвигаться на таких машинах достигнута с Беларусью.
Такие правила будут действовать до 1 февраля 2023 года. Производителю потребуется получить соответствующее разрешение. Причем если это разрешение выдадут в конце срока, то действовать оно будет год. Так что облегченные автомобили, скорее всего, будут производиться у нас вплоть до 1 февраля 2024 года, если до этого времени не наладится поставка электронных компонентов.
Что же касается устройств "ЭРА-ГЛОНАСС", то освобождение от них действует до 1 августа этого года.