06.06.2022 11:30
    Поделиться

    "РГ" публикует доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека за 2021 год

    Настоящий Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2021 год подготовлен в соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" для направления Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации и Председателю Следственного комитета Российской Федерации.
    Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много добра. /Ф. М. Достоевский/


    Вступительное слово

    Когда этот Доклад еще находился в печати, произошли события, без преувеличения, планетарного масштаба, которые имеют ярко выраженное правочеловеческое измерение. К ним было приковано внимание всего мирового сообщества. Донецкая и Луганская республики обратились к России с просьбой о признании своей государственности. Это было вызвано тем, что на протяжении 8 лет жители ДНР и ЛНР, среди которых немало граждан России, подвергались, казалось бы, немыслимой в XXI веке сегрегации: им годами не выплачивали пенсии, пособия, буквально душили экономической блокадой и языковой дискриминацией. Самое страшное в том, что в результате обстрелов погибли и получили увечья десятки тысяч человек… Эти действия обладают признаками геноцида - самого страшного и отвратительного преступления против человечности.

    Неоднократно мы поднимали эти вопросы на различных международных площадках, обращались с просьбой восстановить нарушенные права русскоязычного населения. Но реакции, к сожалению, не последовало. К февралю 2022 года свыше 200 000 женщин, детей, пожилых людей, в связи с эскалацией конфликта со стороны Украины, были вынуждены переместиться на территорию нашей страны.

    21 февраля 2022 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин, опираясь на коллективное мнение всех членов Совета Безопасности, подписал указы о признании Донецкой и Луганской Народных республик1. На следующий день были ратифицированы соглашения о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с этими республиками2.

    В соответствии с Уставом ООН, с санкции Совета Федерации и во исполнение ратифицированных Федеральным Собранием договоров о дружбе и взаимопомощи с ДНР и ЛНР, Президент Российской Федерации В.В. Путин принял решение о проведении специальной операции по демилитаризации и денацификации Украины, с тем чтобы, освободившись от этого гнета, украинцы сами свободно могли бы определить свое будущее.

    В рабочем аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный) была создана специализированная группа по работе с эвакуированными, развернута круглосуточная горячая линия. Сотрудники выезжали в центры временного размещения граждан, проводили там приемы пострадавших от войны людей, в рамках нашей компетенции решали их насущные проблемы. Эту ответственную задачу невозможно было бы решить без региональных уполномоченных по правам человека. Очень горда тем, что наш институт уполномоченных по правам человека еще раз доказал свою зрелость и эффективность.

    Мы будем продолжать данную работу, пока не нормализуется обстановка и люди смогут вернуться в свои дома.

    События на Украине еще раз показали всему миру, как важно уважительно относиться к человеку, соблюдать и защищать его права. История в который раз показывает, что игнорирование универсальных прав, международных норм и принципов неминуемо приводит к гуманитарной катастрофе и массовому нарушению прав человека и гражданина.

    Нажмите, чтобы открыть полный текст доклада

    * * *

    Минувший 2021 год принес стране и институту Уполномоченного немало событий разного плана. Ответственным временем для меня стало подведение итогов за прошедшее пятилетие моих полномочий и определение перспективных направлений точек роста на новое пятилетие работы. В апреле 2021 года Президент Российской Федерации В.В. Путин внес мою кандидатуру в Государственную Думу, и депутаты на альтернативной основе избрали меня на должность Уполномоченного. Это большая честь и огромная ответственность.

    Второй год борьбы с коронавирусной инфекцией с неизбежностью поставил вопрос о дополнительных гарантиях прав и свобод человека и гражданина в новых реалиях. Они в первую очередь касались реализации права на охрану здоровья и медицинское обслуживание. Были разработаны вакцины от коронавируса, препараты для его лечения, появилась возможность прогнозировать дальнейшее течение пандемии и принимать эффективные меры для противодействия опасной угрозе. Однако цена, которую человечество платит в такой борьбе, по-прежнему высока. За 2021 год пандемия COVID-19 унесла по всему миру 3,3 млн жизней3.

    В сфере защиты социально-экономических прав граждан государством реализовывались меры, направленные на поддержку предпринимательства, снижение безработицы, развивалась система долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами, введены дополнительные меры поддержки семьям с детьми, укреплялись гарантии трудоустройства молодежи. Содействие в защите прав граждан оказывал и Уполномоченный. Важно, что наряду с восстановлением прав конкретных заявителей в 2021 году удалось выйти на меры по решению системных проблем в данном секторе. Благодаря поддержке Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам нашей встречи в апреле 2021 года принят закон о получении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии гражданами, проработавшими более 30 лет в сельском хозяйстве4; принят Указ Президента Российской Федерации, который позволит обеспечить жильем более 4 тыс. российских граждан при переселении с территории комплекса "Байконур"5. А всего мои предложения по укреплению юридических гарантий прав граждан нашли отражение в 23 нормативных правовых актах, принятых в прошлом году, включая 12 федеральных законов.

    В 2021 году мировое сообщество отметило 55-летний юбилей международных документов, заложивших архитектуру правового статуса личности в современном мире: Международного пакта о гражданских и политических правах6 и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах7, которые стали надежным маяком для развития национального законодательства и укрепления международных гарантий прав человека. Работа по обеспечению и защите прав человека в России осуществляется с ориентиром на принципы, закрепленные в этих основополагающих актах, и 2021 год не стал исключением.

    Необходимо отметить, что правозащитная проблематика в течение года находила широкий отклик на международных площадках. В декабре 2021 года по инициативе России Генеральная Ассамблея ООН большинством голосов приняла резолюцию, осуждающую героизацию нацизма и расизма8. В резолюции страны - члены ООН осудили прославление нацистского движения, проведение неонацистами публичных мероприятий, выступили против осквернения или разрушения памятников, воздвигнутых в память о тех, кто боролся против нацизма в годы Второй мировой войны.

    На уровне ООН неоднократно озвучивалась необходимость сотрудничества государств перед лицом угрозы COVID-19 в целях повышения доступности вакцин, распространения информации о вакцинации9.

    Продолжила развиваться правозащитная дипломатия. Знаковое событие в этой сфере - аккредитация в июне 2021 года Уполномоченного Глобальным альянсом национальных правозащитных институтов (ГАНРИ) со статусом "А", который предоставляет Уполномоченному возможность более эффективно выполнять свои задачи, предусмотренные законодательством и Парижскими принципами10. Кроме того, в 2021 году я, как Уполномоченный, стала полноправным членом Ассоциации Омбудсменов Средиземноморья и была переизбрана в состав правления Европейского Института Омбудсмена.

    Увеличена интенсивность работы созданного по нашей инициативе Евразийского Альянса Омбудсменов, расширилась повестка его заседаний, появились новые формы взаимодействия и проведения совместных мероприятий.

    На национальном уровне в России, пожалуй, главным политико-правовым событием года стали выборы в Государственную Думу VIII созыва, в ходе которых институт уполномоченных по правам человека принимал непосредственное участие в осуществлении мониторинга соблюдения прав граждан в период подготовки и проведения выборов. Впервые на мероприятия, связанные с выборами депутатов Государственной Думы, Уполномоченным в качестве международных экспертов были приглашены омбудсмены других государств и представители международных организаций.

    Несмотря на усложнение общения "вживую", мы продолжали наращивать усилия по правовому просвещению граждан при широкой поддержке региональных уполномоченных по правам человека, органов публичной власти и общественных объединений: в 2021 году проведено 12 масштабных правопросветительских проектов, в рамках которых организовано более 60 мероприятий.

    Получили развитие традиционные формы партнерства федерального и региональных уполномоченных по правам человека: взаимодействие в рамках рассмотрения жалоб, правопросветительской работы, законотворчества, международного сотрудничества. Дважды все уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации собирались на заседание Координационного совета российских уполномоченных по правам человека, чтобы обсудить вопросы, связанные с ресоциализацией осужденных и лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также соблюдением и защитой жилищных прав. Принято решение повысить его статус, преобразовав во Всероссийский координационный совет уполномоченных по правам человека.

    Укрепляется нормативная база деятельности государственных правозащитников в России. Как показал проведенный в 2021 году мониторинг применения принятого Федерального закона "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации"11, принятие этого закона повысило организационно-правовой статус региональных омбудсменов, более четко определило их роль и место в государственном механизме защиты прав человека. По итогам 2021 года законодательство всех 85 субъектов России приведено в соответствие с указанным федеральным законом.

    Существуют различные индексы верховенства права в обществе по вопросу, насколько граждане ощущают себя под защитой государства и закона. В целом можно утверждать, что, несмотря на условия пандемии и связанные с ней экономические проблемы, за последние годы чувство защищенности у граждан хоть и медленно, но растет.

    Этот вывод подтверждается в том числе результатами социологических опросов ФОМ, проведенных по нашему запросу и отмеченных в настоящем Докладе.

    Согласно данным ФОМ, россияне больше всего ценят социальные права. Это заложено в нас, если хотите, генетически: слишком много было в нашей истории периодов, когда мы думали о куске хлеба, о физическом выживании…

    А вот общественно-политические права беспокоят наших граждан в значительно меньшей степени, хотя интерес к ним в последнее время усиливается. Это очень хороший признак: значит, в основном мы переходим на один из высших уровней потребностей человека.

    На наших глазах в стране последовательно реализуются социальные, экономические, правовые и иные меры, направленные на обеспечение гарантий прав граждан. Сегодня можно сказать, что государство, как говорится, "повернулось лицом" к людям. Особенно это стало заметно в период пика пандемии: руководство государства вовремя инициировало антикризисные программы поддержки населения - в первую очередь меры социальной помощи и многократные денежные выплаты, что позволило значительно смягчить экономические последствия для значительного числа людей.

    Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры и достигнутые результаты, степень защищенности прав наших граждан пока далека от идеала.

    В адрес Уполномоченного за ушедший год поступило рекордное количество обращений - практически 60 тыс. Во многих из них, особенно по социально-экономической тематике, заметно влияние пандемии: люди стали больше ценить жизнь и намного внимательнее относиться к своему здоровью. Поэтому закономерно, что почти в три раза выросло количество обращений на трудности в получении плановой медицинской помощи при хронических заболеваниях. Увеличилось количество жалоб на обеспечение медикаментами и лекарствами. В пять раз больше обращений мы получили по теме психиатрической помощи и соблюдения прав граждан при ее оказании.

    Конечно, пандемия - главное зло, на ликвидацию которого мобилизованы все силы, но люди не могут прожить и без плановой медицинской помощи - онкобольные, больные орфанными заболеваниями, просто нуждающиеся в оказании сложной и высокотехнологичной помощи оказались в крайне сложном положении: коек не хватает, а врачи ушли в "красную зону". Страшно, когда за недоработки в числе и качестве подготовки врачей, нехватку оборудования и мест в стационарах мы, в который раз в своей истории, вынуждены расплачиваться самым ценным - жизнями людей…

    Нельзя не отметить и то, что во время пандемии увеличился разрыв между богатыми и бедными. Действительно, меры карантинного и ограничительного характера существенно сокращают возможности заработка и поиска новой работы.

    Однако указы Президента Российской Федерации, федеральные законы, правительственные акты создали новую систему социально-экономических гарантий. Компенсации для тех, кто оказался в непростой жизненной ситуации, позволили сдержать рост числа людей, оказавшихся за чертой бедности. Были сохранены зарплаты для ушедших на вынужденные каникулы, продолжились выплаты социальных пособий для детей. И это только на федеральном уровне. А региональные власти не только поддержали центр, но и установили свои дополнительные выплаты. И сейчас, во многом благодаря тому, что все меры были приняты незамедлительно, можно говорить, что мы научились жить в новых условиях.

    К сожалению, никуда не делись, и даже обострились, и проблемы ЖКХ. Люди, оказавшиеся "на удаленке" и в самоизоляции, вспомнили старую поговорку "мой дом - моя крепость" и начали ее еще больше ценить, а те, кто пока не обзавелся родными стенами, особенно остро ощутили свою бесприютность. Как итог - в полтора раза стало больше жалоб на нарушения жилищных прав: их мы получили свыше пяти тысяч.

    Это - грустные истории о десятилетиях ожидания положенных им "квадратных метров", о непрозрачности движения очереди на получение квартиры, о завышении тарифов на ЖКХ и выселении из зачастую единственного жилья, о волоките с переселением из ветхих и аварийных домов, о низком качестве ремонта…

    Труднее стало устроиться на работу, жалуются люди на нарушение своих прав при рассмотрении трудовых споров, обращают внимание на переработки и неполучение отгулов за них, нарушение гарантий при увольнении или переводе. Очень настораживают жалобы на условия охраны труда. Неужели даже страшная трагедия на шахте "Листвяжная" ничему нас не научит…

    Выросло и количество заявлений по поводу сроков следствия, обоснованности привлечения к уголовной ответственности, отказов в возбуждении уголовных дел. Правда, в этом сегменте проблем есть подвижки. Судебная реформа, начатая несколько лет назад, приносит свои плоды: уменьшилось количество обращений о пересмотрах приговоров и решений судов по поводу меры пресечения в виде содержания под стражей.

    Увеличилось количество жалоб от людей, которые уже отбывают наказание. Зачастую они жалуются на грубость персонала уголовно-исполнительных учреждений, унижение человеческого достоинства и, самое страшное, чего в принципе быть не должно: пытки. Ярославль, Иркутск, в этом году - Саратов… Сразу направила ходатайство с просьбой провести проверочные действия и принять меры к виновным. Хочу отметить, что власть стала более внимательна к таким обращениям. По результатам рассмотрения было возбуждено несколько уголовных дел, ведется расследование. В 2021 году вместе с правозащитниками мы завершили работу над законопроектом об усилении ответственности за пытки. Основные его положения были восприняты законодателем. Государственная Дума приняла его уже в первом чтении12, и надеемся, что уже в 2022 году правоприменитель получит новый инструментарий борьбы с этим ужасным явлением и будет его активно использовать.

    Другим средством решения проблемы могло бы стать создание национального превентивного механизма на основе международных стандартов.

    Анализ поступающих к Уполномоченному жалоб показывает, что ключевой темой 2021 года среди наших граждан стал запрос на безопасность. Он проявился в самых разных сферах жизни общества.

    Это, во-первых, безопасность личности в условиях цифровизации. Сегодня процессы цифровизации стали носить всеобъемлющий характер и активно внедряются в самые различные сферы жизни общества, включая решение задач охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. Безусловно, в этом есть очевидные плюсы - новые возможности для общения и получения информации, учебы и работы, предпринимательской инициативы. Мы особенно отчетливо ощутили это в самые пиковые моменты прошедшего года: именно благодаря им мы смогли действенно помочь почти десяти тысячам граждан. К нам стало намного легче обратиться: "на полную мощность" заработала интернет-приемная; сотрудники освоили новые цифровые технологии - качественно улучшилась работа горячих линий. Четче и оперативнее стала работа в специально созданном служебном чате для рассмотрения обращений.

    Но нас волнует и "обратная сторона медали" цифровой эпохи: манипуляция общественным сознанием, цифровое неравенство, цензура в Интернете, сужение, а зачастую - исчезновение личного пространства человека. Мы становимся заложниками искусственного интеллекта - нам агрессивно навязывают, что думать, смотреть, читать, покупать… Цифровые технологии вторгаются и, как вирус, разрушают нашу личную жизнь.

    Во-вторых, это безопасность граждан при обучении. Меры, направленные на повышение возраста владения оружием и ужесточение ответственности за незаконное хранение оружия, казалось, позволят остановить череду вооруженных нападений на учебные заведения. Но с сожалением приходится признавать, что они повторились в Перми и Казани.

    В-третьих, это безопасность условий труда. И здесь нельзя не вспомнить упомянутую мной трагедию на шахте "Листвяжная" в Кемеровской области, жертвами которой стали 51 человек.

    Без надлежащих мер по обеспечению безопасности людей - будь то ученик школы, студент колледжа или вуза, работник, исполняющий свои трудовые обязанности, - государство не может гарантировать право своих граждан на жизнь. Поэтому выработка и реализация таких мер - на сегодняшний день один из острейших вопросов правозащитной повестки.

    Названные и иные проблемы позволяют наметить некоторые векторы дальнейших усилий государства и Уполномоченного, которые позволят укрепить гарантии защиты прав человека в нашей стране.

    Первоочередной задачей представляется поиск баланса между частными и публичными интересами при реализации прав в условиях социально-экономических, экологических кризисов, пандемии, возрастания террористических угроз. В этих условиях вводимые государством по необходимости меры противодействия актуальным и потенциальным угрозам человеку и обществу должны быть оправданы защитой конституционных ценностей и пропорциональны (соразмерны) степени опасности, не нарушать основные (конституционные) права и свободы человека и гражданина и сопровождаться укреплением гарантий прав человека в соответствующих областях жизни.

    Вторым вектором повышения защищенности прав может стать реализация принципа "государство для человека". Забота о признании и соблюдении прав человека - конституционная обязанность государственных органов, однако она может быть реализована только при обеспечении обратной связи, живого диалога между должностными лицами и населением страны. В этой связи жалобы, поступающие как к Уполномоченному, так и в другие государственные органы, должны рассматриваться как коммуникационный канал, позволяющий изменить действительность к лучшему.

    Третий вектор - поддержание в актуальном состоянии законодательства о правах человека, выработка стратегий по его совершенствованию с учетом проблем и чаяний населения страны. Конкретные предложения о совершенствовании законодательства изложены в соответствующих параграфах настоящего Доклада. Но есть и общие перспективные направления развития законодательства в этой сфере: повышение качества действующих нормативных правовых актов; развитие механизмов защиты человека в цифровой среде; дополнение отраслевых законов нормами, устанавливающими особенности реализации прав человека в условиях пандемии; дальнейшее совершенствование институтов государственной правозащиты.

    Четвертый вектор - более широкое использование потенциала гражданского общества в обеспечении прав граждан. В 2021 году институтом федерального омбудсмена предприняты шаги в этом направлении: создан Молодежный совет при Уполномоченном, который, с одной стороны, позволил привлечь талантливых молодых людей к осуществлению правозащитной деятельности, с другой - сделался каналом связи Уполномоченного с молодым поколением. Повысилась роль Экспертного совета при Уполномоченном - в течение года на его площадках проведено 13 заседаний с участием представителей гражданского общества, в ходе которых обсуждался широкий спектр проблем правозащитной повестки. Высказанные экспертами предложения нашли отражение в настоящем Докладе.

    Пятый вектор - обеспечение доступа граждан к справедливому правосудию, укрепление открытости в работе правоохранительных органов. Жалобы к Уполномоченному на нарушения прав в сфере уголовного процесса в 2021 году, как и прежде, продемонстрировали наибольший удельный вес. Их анализ свидетельствует о недостаточной защищенности участников уголовного процесса на досудебной стадии уголовного судопроизводства, указывает на необходимость совершенствования УПК РФ в части внедрения в уголовный процесс цифровых технологий, реформирования института содержания под стражей.

    Шестой вектор - усиление международного сотрудничества в деле защиты прав человека. Сегодня из-за напряженности международных отношений работать на международных площадках стало неизмеримо труднее, однако это не повод опускать руки. Напротив, вызовы правам человека на наднациональном уровне только усиливают необходимость дальнейшего развития правозащитной дипломатии.

    Указанные векторы развития правозащиты корреспондируют программным положениям деятельности Уполномоченного, представленным на заседании Государственной Думы 22 апреля 2021 г.

    Результаты работы федерального омбудсмена в 2021 году стали стартом в реализации указанных программных положений. Полагаю необходимым дальнейшее наращивание усилий для решения соответствующих задач.

    Прошедшие шесть лет, и особенно 2021 год, показали, что права человека наиболее эффективно защищены там, где общество и государство не только умеют слушать и слышать друг друга, но и объединяют свои усилия ради достижения высокой цели. Получившаяся "синергия добра" поистине не знает препятствий. Возможно, для меня, как Уполномоченного, в этом и заключается главный вывод Доклада, который предлагается вашему вниманию.

    * * *

    Более подробно результаты работы Уполномоченного отражены в параграфах и главах настоящего Доклада.

    Нажмите, чтобы открыть полный текст доклада

    Как и прежде, в Докладе приведены: тематическая статистика, информация о динамике состояния дел в сфере прав человека, о системных проблемах защиты прав и свобод человека и гражданина, о мерах, которые были приняты в целях обеспечения их гарантий, соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

    Доклад состоит из вступительного слова, 10 глав, объединяющих 35 параграфов. Традиционно он завершается рекомендациями и предложениями, адресованными государственным органам власти в целях принятия мер, направленных на совершенствование законодательства и правоприменительной практики для повышения эффективности защиты прав и свобод человека и гражданина.

    В заключение хотела бы поблагодарить служащих Аппарата Уполномоченного за многолетнюю добросовестную работу, неравнодушное отношение к делу и проблемам, с которыми к нам обращаются люди, слаженность коллектива и профессионализм.

    Выражаю также свою искреннюю благодарность членам Экспертного совета при Уполномоченном, моим коллегам - региональным омбудсменам, представителям правозащитного сообщества, государственным учреждениям и общественным объединениям, оказавшим содействие в подготовке настоящего Доклада.

    Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Т. Н. Москалькова


    ***

    1. Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. № 71 "О признании Донецкой Народной Республики" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202202220002 (дата обращения: 01.03.2022); Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. № 72 "О признании Луганской Народной Республики" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202202220001 (дата обращения: 01.03.2022).

    2. Федеральный закон от 22 февраля 2022 г. № 15-ФЗ "О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202202220032 (дата обращения: 01.03.2022); Федеральный закон от 22 февраля 2022 г. № 16-ФЗ "О ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Лу-ганской Народной Республикой" // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202202220033 (дата обращения: 01.03.2022).

    3. Глава ВОЗ назвал число умерших от коронавируса в 2021 году // РГ. URL: https://rg.ru/2021/12/20/glava-voz-nazval-chislo-umershih-ot-koronavirusa-v-2021-godu.html (дата обращения: 28.01.2022).

    4. Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2021. № 22. Ст. 3688.

    5. Указ Президента Российской Федерации от 24 ноября 2021 г. № 673 "О внесении изменений в Положение о порядке предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур", для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 г. № 219" // СЗ РФ. 2021. № 48. Ст. 8045.

    6. БВС РФ. 1994. № 12.

    7. БВС РФ. 1994. № 12.

    8. Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 2021 г. № A/RES/76/149) // Официальный сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/ga/76/docs/76res2.shtml (дата обращения: 28.01.2022).

    9. Наш мир может справиться с этим вирусом только одним способом: действуя сообща // Официальный сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru/coronavirus/our-world-can-only-get-ahead-virus-one-way-together (дата обращения: 28.01.2022).

    10. См.: Принципы, касающиеся статуса национальных учреждений, занимающихся поощрением и защитой прав человека (Парижские принципы): утверждены Резолюцией 48/134 Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1993 года // Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок восьмая сессия: Дополнение № 49 (А/48/49). С. 369-370. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/paris.shtml (дата обращения: 01.03.2022).

    11. Федеральный закон от 18 марта 2020 г. № 48-ФЗ "Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации" // СЗ РФ. 2020. № 12. Ст. 1640.

    12. Проект федерального закона № 42307-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" // Официальный сайт Государственной Думы. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/42307-8 (дата обращения: 22.12.2021).

    Поделиться