07.06.2022 17:46
    Поделиться

    Советы в цене

    Очередной список крупнейших российских консалтинговых компаний, составленный агентством RAEX по итогам 2021 года, зафиксировал рост этого сектора рынка. Санкции участников рейтинга не очень пугают - напротив, в неизбежной перестройке экономики, вызванной внешними ограничениями, многие компании видят шанс преуспеть.

    Суммарная выручка компаний, принявших участие в рэнкинге, составила 96,236 млрд рублей, увеличившись на рекордные для последних трех лет 12 процентов. В прошлые годы рынок консалтинга показал более сдержанные темпы - за 2020 год они составили 5 процентов, а за 2019 год - 2 процента.

    Из 180 участников нынешнего рэнкинга (полная версия на сайте https://raex‑rr.com/pro/) всего 48 компаний завершили год снижением выручки.

    Переменная облачность

    Медленнее всего в прошлом году росли доходы от услуг ИТ‑консалтинга - темп роста здесь составил 3 процента. Но суммарно эта сфера остается самой масштабной - компании‑участницы заработали 22,608 млрд рублей (почти 40 процентов общей выручки рэнкинга). Объем ИТ‑консалтинга обусловлен спросом на технологичные автоматизированные решения и цифровизацию. Укреплению услуг будет способствовать потребность в усилении кибербезопасности и импортозамещение.

    "Фактор, который повлияет на развитие IT‑услуг и цифровизации, - это отток иностранных продуктов, их замещение отечественными. При этом разработчикам придется приложить усилия, чтобы предложить достойную альтернативу зарубежным решениям", - говорит Федор Спиридонов, управляющий партнер группы компаний SRG.

    Другой крупнейший сегмент услуг в 2021 году - финансовый консалтинг, на его долю приходится 27 процентов совокупной выручки: участники нынешнего рэнкинга заработали 16,333 млрд рублей (+13 процентов к 2020 году).

    Здесь рынку помогло посткарантинное восстановление экономики - бизнес возвращается к отложенным задачам. "Это способствует спросу на услуги анализа финансово‑хозяйственной деятельности, финансовых due diligence. Также потребовался пересмотр финансовых моделей, бизнес‑планов и действующих программ cost‑cutting", - поясняет Ксения Архипова, старший партнер группы "ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ".

    "Драйверами роста выступают услуги, связанные с финансовым учетом и методологией. Мы также видим рост интереса к нефинансовой отчетности, отчетам устойчивого развития и оценке рисков", - добавляет Ростислав Шатенок, управляющий партнер ALTHAUS.

    Другой мощный фактор - спрос на услуги аутсорсинг-провайдеров и объединенных центров обслуживания (ОЦО).

    "Мы давно держали курс на цифровизацию - совместно с партнерами и самостоятельно разрабатывали цифровые платформы. Переход на аутсорсинг теперь стал проще, процессы прозрачнее, а заказчики получили быстрый доступ к контролю", - говорит Кира Лапина, генеральный директор компании "Северсталь - Центр Единого Сервиса".

    IT-консалтинг - лидер по сборам: компании-участницы заработали 22,6 млрд рублей

    На общий рост поработали и изменения законодательства. "Федеральный закон от 22.11.2021 № 377‑ФЗ внес изменения в ТК РФ и закрепил возможность и механизмы использования документов кадрового делопроизводства в электронном виде без дублирования их на бумажном носителе. Теперь практически все могут полностью отказаться от бумаг в кадровом делопроизводстве", - говорит Станислав Нефёдов, CEO Сбер-Решений в России и СНГ.

    Буква и дух

    Юридический и налоговый консалтинг суммарно принесли участникам рэнкинга 5,132 млрд рублей (+6 процентов по сопоставимым данным к 2020 году).

    "В прошлом году мы наблюдали спрос на юридический duediligence в составе комплекса услуг по сопровождению сделок M&A. В 2022 году тренды немного сместятся: растет потребность в структурировании и сопровождении сделок по выходу иностранных компаний из бизнеса в России, реструктуризации бизнеса, открытии новых компаний и счетов в других юрисдикциях, сопровождении банкротств", - объясняет Ростислав Шатенок.

    В цене остаются советы по применению налоговых льгот и ставок страховых взносов, оценка налоговых рисков, сопровождение проверок.

    Всему есть цена

    Оценочная деятельность принесла компаниям рэнкинга 5,454 млрд рублей (+26 процентов к 2020 году).

    "Любое изменение конъюнктуры рынка предполагает рост числа сделок M&A, для реализации которых необходима качественная экспертиза в части сопровождения, банковского кредитования, работы с проблемными активами, оценки недвижимости, прав требования", -считает Фёдор Спиридонов.

    Выручка от услуг консалтинга в области производства товаров и услуг по итогам 2021 года составила 5,051 млрд рублей (+22 процента за год). Прежде всего это управление строительством, финансово-технический мониторинг и экспертизы, строительный аудит.

    "Жилищное строительство по системе эскроу‑счетов укрепляет сотрудничество банков с компаниями финансово‑технического аудита и мониторинга. В 2021 году требовались более глубокие оценки, связанные с целесообразностью затрат, изменением цен на строительные материалы, инженерно‑техническое консультирование по оборудованию", - поясняет Ирина Вишневская, управляющий партнер консалтинговой группы "ИРВИКОН".

    Проектировщики будущего

    Доходы практикующих HR‑консалтинг подросли на 31 процент - до 3,304 млрд рублей. "Востребованы непосредственно HR‑консалтинг, оценка персонала как очная, так и дистанционная, автоматизация HR‑процессов", - рассказывает Марк Розин, управляющий партнер и генеральный директор АО "ЭКОПСИ".

    Выручка от услуг стратегического планирования и маркетинга возросла за последний год на 28 процентов - до 3,874 млрд рублей. "В 2021 году появился дополнительный спрос на разработку стратегий в сфере цифровой трансформации компаний и процессов.

    Государственная политика в области цифровизации, поддержка приоритетных отраслей экономики также способствовали спросу на консалтинг. Сейчас актуальным становится пересмотр целей, рынков, производственных цепочек и команд, что требует привлечения консультантов и качественного экспертного сопровождения", - рассказывает Валерия Плотникова, управляющий партнер Strategy Partners.

    Таким образом спрос на стратегии имеет все шансы увеличиться.

    Нажмите, чтобы увидеть всю таблицу
    Экспертное мнение

    Фёдор Спиридонов, управляющий партнер группы компаний SRG

    Фёдор Спиридонов

    Каким образом сфера консалтинговых услуг в целом и ваша компания в частности смогли адаптироваться к влиянию санкций?

    Фёдор Спиридонов: В сложной политической и экономической ситуации нам, как и другим консалтинговым компаниям, необходимо сосредоточиться на поддержании и повышении качества услуг. Поэтому мы продолжаем развивать комплексность продуктов, а также внедрять новые решения.

    Многие компании, в том числе наши партнеры, сейчас застыли в нерешительности. Для себя в этой ситуации мы видим повод задуматься над эффективностью, внимательно оценить свою работу в операционной части, по возможности оптимизировать процессы и при этом планомерно развивать существующие и новые продукты.

    Какие направления услуг сейчас выходят на первый план и почему? Могли бы вы привести примеры проектов, реализуемых в этих областях?

    Фёдор Спиридонов: Во всех сегментах, в которых работает наша компания, есть потенциал для роста. Где-то (например, в корпоративном кредитовании, субсидировании девелоперов, развитии инфраструктурных проектов) он отложенный, поскольку для стабилизации ситуации необходима государственная поддержка. Какие-то направления востребованы уже сейчас.

    Оценка бизнеса и финансовый консалтинг - традиционное направление наших услуг. За более чем 20 лет работы мы выстроили эффективные процессы, собрали команду опытных экспертов и накопили базу знаний. Все это позволяет развивать комплексный подход, тем более что в новых реалиях парадигма заказа оценочных и консалтинговых услуг меняется: все больше клиентов выбирают российские компании. Для нас это дополнительная возможность наращивать объемы услуг и эффективность для российских заказчиков.

    В сегменте IT мы активно налаживаем сотрудничество с девелоперами и страховыми компаниями, продолжаем работу с крупными банками. Да, ипотечное кредитование пока испытывает трудности, но мы понимаем, что это важный драйвер для роста экономики, и надеемся, что государство в ближайшее время создаст необходимые условия для его восстановления. При этом у страховых компаний мы наблюдаем появление спроса на автоматизированные решения для снижения операционных затрат и повышения конверсии пролонгации страховых полисов. Интерес растет стремительно, поскольку в нынешних условиях эффективная работа с уже накопленной базой клиентов - основной способ сохранить доходы страховщика.

    В инжиниринговом направлении мы также видим перспективу, тем более что государство заинтересовано увеличивать объемы инфраструктурного строительства. Соответственно, со стороны заказчиков возрастет заинтересованность в качественной строительной экспертизе и комплексной поддержке проектов на всех этапах. Следом в максимально сжатые сроки будет налаживаться инвестирование в строительство коммерческих объектов.

    Кроме того, мы укрепляем позиции в сфере охраны труда и производственной безопасности. Помимо услуг, уже ставших привычными для клиентов, мы реализуем EdTech-проекты, позволяющие изучать поведенческие характеристики работников предприятий и корректировать их, снижая будущие производственные риски. Для этой цели создана Академия Safety Skills, которая сейчас включает более 300 обучающих онлайн-курсов, основанных на запатентованной методике SRG, разработанной совместно с командой ученых-психологов из Высшей школы экономики. С помощью обучения можно идентифицировать слабые и сильные стороны сотрудников, точечно корректировать и развивать их, повышая в результате эффективность на предприятии и снижая производственные риски.

    Сжатие рынка консалтинговых компаний приведет к росту конкуренции. Каким вы видите рынок в ближайшие год-два?

    Фёдор Спиридонов: Более чем за 20 лет работы наша компания сформировала собственные стандарты качества и профессионализма. Мы рассчитываем, что, благодаря системной работе, высоким компетенциям и эффективным внутренним процессам, сможем увеличить и пул клиентов, и объем заказов от каждого из них.

    Также будущее нашей компании и рынка в целом зависит от действий государства. Его поддержка необходима в ряде инициатив, одна из которых касается госзакупок оценочных услуг. Сейчас заказчик ориентируется в первую очередь на ценовой фактор и в меньшей степени - на квалификацию, опыт, деловую репутацию и другие неценовые факторы, хотя это государственное имущество, объекты могут быть совершенно разными и сложными.

    Соотношение составляет 60:40. При этом для некоторых схожих экспертиз, таких как юридические услуги и аудит, неценовой фактор может составлять до 60%. Если удастся убрать это несоответствие и сделать так, чтобы неценовые критерии в необходимых случаях занимали 60%, оценочная отрасль получит однозначный стимул для развития, повысятся и качество оценки, и квалификация экспертов.

    В прошлом году мы совместно с Деловой Россией выступили с предложением пересмотреть вес ценовых и неценовых критериев. Нас уже поддержало Минэкономразвития, и сейчас работа в этой области продолжается.

    От чего зависел спрос на услуги оценки и финансового консалтинга? Сохранится ли он в дальнейшем? Будут ли срабатывать прежние факторы спроса на консалтинговые услуги (финансирование, сопровождение проектов, юридическая поддержка и так далее)?

    Фёдор Спиридонов: Любое изменение конъюнктуры рынка предполагает увеличение числа сделок M&A, для реализации которых необходима качественная экспертиза в части сопровождения сделки, банковского кредитования, работы с проблемными активами, оценки недвижимости, прав требования и др. В связи с этим предполагаю, что потребность в этих услугах останется, а требования к их качеству продолжат повышаться.

    Спрос на консалтинг, безусловно, сохранится. Поскольку экономика нашей страны состоит не только из государственных, но и из коммерческих субъектов, взаимоотношения между ними, повышение их эффективности - важные факторы развития. В этих нишах мы давно занимаем ключевые позиции и продолжаем развиваться.

    Расскажите, пожалуйста, о тенденциях спроса на услуги технического консалтинга и строительных экспертиз. За счет чего он формируется сегодня?

    Фёдор Спиридонов: В непростой экономической ситуации возросли требования к эффективности инвестпроектов со стороны банков. Для них мы предлагаем комплексный подход, который позволяет контролировать финансовые вложения, объемы, качество и сроки строительства с разной степенью вовлеченности: от ежеквартального аудита до полноценного строительного контроля. На текущий момент в этом направлении с нами сотрудничают уже более десяти банков.

    Инвесторы также тщательнее контролируют использование денежных средств. В связи с этим повышается спрос на услуги технического консалтинга и строительные экспертизы. Причем это происходит на разных этапах реализации инвестпроектов. Например, уже с начала строительства необходимо проводить строительный контроль. С его помощью можно предпринять превентивные меры, чтобы сократить риски и завершить проект с минимальными отклонениями от плана. Статистика показывает, что затраты на строительный контроль окупаются в троекратном размере за счет сокращения брака. Мы видим, что все больше инвесторов понимает важность этой услуги.

    В целом мы делаем ставку на развитие инжиниринга. За последний год выросла команда квалифицированных специалистов: проектировщиков, инженеров, технологов.

    Увеличился портфель услуг. Мы наращиваем компетенции в области проектирования, финансово-строительного аудита, строительных экспертиз, технического консультирования проектов ГЧП и управления проблемными активами - то есть готовы предложить комплексное решение для эффективного управления строительными проектами на всем их жизненном цикле.

    Пришлось ли вам справляться с оттоком иностранных заказчиков? За счет чего сегодня возможно расширение клиентского портфеля?

    Фёдор Спиридонов: В ряде сфер мы почувствовали уход иностранных компаний, но их доля в нашем клиентском портфеле невелика. В основном мы сотрудничаем с крупными российскими компаниями и финансовыми институтами. В первую очередь мы фокусируемся на клиентах, с которыми уже сотрудничаем, выстраиваем с ними системные отношения. Привлечение новых партнеров в нашем случае происходит в основном за счет предложения эффективных решений, хорошей репутации на рынке и положительных отзывов. Главное - увеличение комплексности услуг, чтобы предложить каждому заказчику наиболее полный набор инструментов для решения разных задач.

    Ваша группа не первый год демонстрирует динамичный рост. С чем он, на ваш взгляд, связан?

    Фёдор Спиридонов: В первую очередь с вызовами времени и умением на них реагировать. Во многом нам это удается благодаря эффективной команде. Подготовка персонала для нас - ключевая задача. Мы не только увеличиваем человеческий капитал и применяем экспертные знания в прямом взаимодействии с заказчиком, но и делимся ими с другими участниками профессионального сообщества. Например, в рамках Международной конференции по оценочной деятельности - нашего ежегодного мероприятия. В последнее время оно проводится в онлайн-формате, что позволяет расширить географию участников.

    Не менее важный фактор развития - актуальность продуктов, которые мы создаем. Каждое направление нашей деятельности демонстрирует рост и имеет хороший потенциал. Благодаря всему этому в прошлом году выручка компании увеличилась почти на 17% и составила около 1,5 млрд рублей.

    Каким образом в вашей компании уделяется внимание HR-бренду? В прошлом году вы посвятили целую книгу вопросам развития корпоративной культуры, и ей была присвоена престижная премия в области бизнес-литературы.

    Фёдор Спиридонов: Мы делаем ставку на soft skills, конструктивное взаимодействие и корпоративную культуру. Раз в полгода проводится оценка персонала, по итогам которой обсуждаются планы по развитию функционала и пересматривается материальное вознаграждение. Есть обучающие классы для специалистов всех направлений, система грейдов, обеспечивающая понятный карьерный рост для каждого сотрудника, наконец, это интересные проекты, которые ценны для получения релевантного опыта.

    Книгу "Конструктивная среда. Развивай и развивайся" я написал, в том числе, для укрепления нашей корпоративной культуры. Она предназначена, главным образом, для наших сотрудников и рассказывает об истории возникновения, а также о ключевых принципах работы нашей компании. На базе этой книги мы создали внутренние онлайн-курсы "ПРОФИ", которые помогают новым специалистам адаптироваться и сфокусироваться на работе, при этом чувствовать себя комфортно в коллективе и максимально реализовывать свои возможности.

    Каковы краткосрочные перспективы развития цифровизации в стране? Какие основные проблемы и сложности здесь можно выделить, и наоборот, какие преимущества мы сейчас имеем?

    Фёдор Спиридонов: Ключевой фактор, который будет влиять на развитие IT-услуг и цифровизации, - это отток иностранных продуктов и их замещение отечественными решениями.

    При этом тренд на переход в онлайн усиливается, а у клиентов уже сформировались высокие требованиях к качеству и функционалу IT-продуктов. Поэтому разработчикам придется приложить немало усилий, чтобы предложить достойную альтернативу зарубежным решениям.

    Мы это знаем не понаслышке, поскольку сами активно создаем и внедряем цифровые решения в разных областях. Ключевое из них - "Лёгкая ипотека". Это платформа для максимально удобного и быстрого проведения ипотечной сделки. На данный момент система позволяет перевести в онлайн оценочные, страховые и регистрационные услуги в сегменте ипотечного кредитования и не только, а значит, ускорить и упростить эти процессы для всех участников.

    Ранее вы упоминали о сотрудничестве с девелоперами и страховыми компаниями. Расскажите об этом, пожалуйста, подробнее.

    Фёдор Спиридонов: Мы масштабируем наши решения, интегрируясь с ведущими девелоперскими и страховыми компаниями (число последних уже возросло до 15!). На фоне сокращения продаж жилой недвижимости для наших партнеров особенно важна качественная отработка каждого клиента, хороший сервис. Обмен недвижимости по трейд-ин - непростой процесс, сопряженный с временными и денежными затратами. То же можно сказать и о страховании объектов жилой недвижимости. Упрощение этих процессов, минимизация личных контактов с менеджерами и переплат - все это делает наши решения выгодными как для партнеров, так и для конечных клиентов.

    Уже сейчас заключены стратегические договоры с крупными девелоперами и страховыми компаниями. Мы получаем от них положительный отклик, видим интерес со стороны участников рынка, что подтверждает высокий потенциал этих решений.

    ***

    Ростислав Шатенок, управляющий партнер ALTHAUS

    Ростислав Шатенок

    В первом квартале текущего года российский бизнес подвергся санкционному давлению. На ваш взгляд, какие возможности и выходы в этой связи могут предложить консалтинговые компании заказчикам своих услуг?

    Ростислав Шатенок: Текущая геополитическая ситуация предполагает, что российскому бизнесу в связи с разного рода ограничениями придется работать в сложных условиях. Каждый новый виток санкций ожидаемо оказывается жестче предыдущего и касается почти всех сфер экономики: финансового и банковского секторов, добывающих отраслей, высокотехнологичных разработок, аэрокосмической и авиационной промышленности.

    Кроме того, нарушаются транспортно-логистические цепочки. В этих условиях ALTHAUS предложил своим клиентам целый спектр услуг санкционного комплаенса и антикризисного сопровождения.

    Также с этой позиции: какие направления услуг сейчас выходят на первый план и почему? Могли бы вы привести примеры реализуемых в этой области проектов?

    Ростислав Шатенок: Прежде всего, это предоставление правовых рекомендаций относительно построения эффективной корпоративной структуры и системы корпоративного управления с учетом санкционных рисков, определение степени влияния санкций и ограничительных мер на корпоративные обязательства в рамках совместных предприятий, сделок M&A, прямых инвестиций и венчурных сделок, а также услуги в области валютного регулирования и валютного контроля.

    Кроме того, в свете тенденции по продаже иностранными компаниями своих долей в бизнесе наблюдается рост спроса на комплексное (финансовое, налоговое, юридическое) сопровождение сделок, оценку бизнеса и активов. Все эти услуги ALTHAUS предоставляет в режиме "одного окна".

    Еще одно направление - консалтинговые услуги для компаний в сфере ИТ, в первую очередь, в области налогов: консультирование по вопросам применения налоговых льгот для ИТ-компаний, поиск и активация налоговых резервов и преференций, структурирование бизнеса, разработка оптимальной структуры Группы. Также это работа с иностранными структурами ИТ-бизнеса: редомициляция бизнеса в РФ, налоговый аудит.

    Наконец, актуальны такие услуги в области аутсорсинга, как санкционный скрининг, регулярный санкционный мониторинг, global mobility для российских экспатов, сопровождение открытия счетов и ведение бухгалтерии. Сохраняется спрос на услуги комплексного сопровождения инфраструктурных проектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП).

    ALTHAUS активно мониторит текущую ситуацию, оперативно выявляя все новые "болевые точки" и "точки роста" бизнеса, стремясь оказать своим клиентам максимальную поддержку.

    Какие факторы в 2021 году обусловили спрос на услуги финансового консалтинга? Какие работы в этих сферах были наиболее востребованными? Сохранится ли устойчивый спрос на эти услуги?

    Ростислав Шатенок: Драйверами роста спроса на услуги финансового консалтинга в 2021 году выступали прежде всего услуги, связанные с финансовым учетом и методологией, а потребность в экономии издержек формировала спрос на аутсорсинг учетных функций. Кроме того, мы наблюдали рост интереса к нефинансовой отчетности, отчетам устойчивого развития и оценке рисков.

    Что касается сохранения спроса, как правило, в кризис происходит перераспределение игроков в различных отраслях, что влечет рост объема сделок, требующих экспертизы. То есть вместо оценки для развития бизнеса более востребованной станет оценка, связанная с проблемными активами. Также очевидно, что активно продолжат развиваться автоматизация и информатизация во всех областях оценки.

    Как Вы охарактеризуете прошлогодний спрос на услуги юридического консалтинга? Какие работы в этих сферах были наиболее востребованными? Сохраняется ли устойчивый спрос на эти услуги сейчас?

    Ростислав Шатенок: Рынок юридических услуг в 2021 году испытывал стагнацию. Наблюдался спрос на юридический due diligence в составе комплекса услуг по сопровождению сделок M&A, сохранялся спрос на услуги банкротства и защиты бизнеса, рос интерес к услугам в сфере защиты интеллектуальной собственности.

    Очевидно, что в 2022 году тренды немного сместятся, поскольку юридический рынок следует за изменениями в обществе: ожидается падение спроса на услуги по сопровождению трансграничных сделок слияния и поглощения, а также внешнеэкономической деятельности, что обусловлено снижением международной экономической активности российского бизнеса.

    При этом растет потребность в структурировании и сопровождении сделок по выходу иностранных компаний из бизнеса в России, реструктуризации бизнеса, открытии новых компаний и счетов в других юрисдикциях, сопровождении банкротств.

    Как вы считаете, какие факторы обусловят спрос на услуги технического консалтинга и строительных экспертиз? Какие работы будут наиболее востребованными в ближайшее время и почему?

    Ростислав Шатенок: Основной фактор спроса на эти услуги - меры государственной поддержки ряда отраслей экономики. К нам продолжают поступать запросы в области аудита проектов жилищного строительства, объектов сельского хозяйства, социально значимых объектов, инфраструктурных проектов, в том числе ведется работа с Магаданской и Чукотской областями, Дальним Востоком.

    Проведение финансово-технологической экспертизы инвестиционных проектов будет востребовано со стороны как ряда коммерческих банков, так и государства: при реализации приоритетных проектов, в том числе с использованием механизма ГЧП.

    Также очевидно, что продолжит пользоваться спросом экспертиза, связанная с оценкой достоверности и полноты исходно-разрешительной документации, оценкой объемов заявленных инвестиций и целевого использования средств.

    ALTHAUS в конце мая анонсировал крупную сделку по продаже доли в бизнесе предпринимателю Игорю Рыбакову. Каковы в этой связи перспективы развития вашей группы?

    Ростислав Шатенок: Действительно, предприниматель, сооснователь "ТЕХНОНИКОЛЬ" Игорь Рыбаков инвестировал в ALTHAUS. Цель сделки: к 2027 году ALTHAUS должна стать крупнейшим оператором на рынке консалтинговых услуг России.

    С Игорем Рыбаковым мы знакомы много лет и часто пересекались по социально-преобразующим активностям, так, мы вместе поддерживаем Королевский лицей НИП через эндаумент-фонд. Привлеченные инвестиции вкупе с экспертизой Игоря Рыбакова помогут нам значительно нарастить не только количество новых клиентов, но и линейку предоставляемых услуг.

    Также дополнительные ресурсы пригодятся при выполнении более сложных комплексных проектов в секторах, привыкших работать с компаниями, покинувшими рынок. Объединив усилия и человеческий капитал с Игорем Рыбаковым и его командой, мы намерены привлечь в свои ряды несколько сотен новых высокопрофессиональных сотрудников и существенно расширить географию присутствия.

    Поделиться