Появился на свет Крамской 27 мая (8 июня по новому стилю) в Острогожске Воронежской губернии в семье писаря, и рисованием увлекался с детства.
- В Острогожске в то время, кстати, побирался на рынке неудачливый художник, и печальный пример перед глазами у юного Крамского был. И под давлением обстоятельств Иван идет в письмоводители, но все равно в любую свободную минуту рисует. В конце концов, мать, видя, что мальчик мучается, решает отвезти его в Воронеж и устроить в ученики к какому-нибудь художнику. И весь путь от Острогожска до Воронежа, а это более ста километров, они идут пешком, - рассказывал в интервью "РГ" воронежский писатель Михаил Федоров, автор биографической повести о юности живописца.
Так в отрочестве Крамской становится учеником иконописца. После окончания училища он какое-то время следовал по стопам отца, был писарем в городской думе, но тягу к искусству сохранил, учился, занимался ретушью фотографий, доводил их, что называется, до ума акварелью. Этот навык потом сыграл ему на руку: его портреты отличает реалистичность, сравнимая с фотографической.
В 1857 году Крамской поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств и преуспел: уже в 1863 году ему присудила малую золотую медаль за картину "Моисей источает воду из скалы". Он претендовал и на Большую, но судьба распорядилась иначе. 13 живописцев и один скульптор Академии, которые получили право на шестилетнее совершенствование своего дара в Италии, отказались от участия в конкурсе, так как посчитали, что его правила ставят жанровых и исторических авторов в неравное положение: все должны были изобразить какое-либо чувство на заданную общую тему. Юноши предложили дать им свободный выбор сюжета, если искомая тема не соответствует наклонностям художника. Не получив желаемого, группа покинула стены Академии с дипломами классного художника второй степени. Это неповиновение молодых творцов получило название "бунт четырнадцати". А его участники организовали первую в России Артель и преуспели в этом деле.
Такое объединение было тогда необходимостью: распростившись с Академией, авторы остались без мастерских, а кто и без крыши над головой (нередко студия служила еще и домом). Именно Крамской стал вдохновителем идеи создать артель (и он же руководил ею вплоть до того, как она развалилась), его супруга Софья вела общее хозяйство творческого кооператива. Сообща вчерашние бунтари находят частные заказы, делают роспись иконостасов, оформляют иллюстрированные каталоги, дают уроки живописи и скульптуры. Популярность членов объединения росла, доходы тоже (Крамской даже смог за свой счет побывать наконец-то за границей), но закончилось все расколом: один из "шайки" за спиной остальных ведет переговоры с Академией, что безмерно возмущает отца-основателя. Не договорившись с товарищами, Крамской покидает артель и с его уходом она, по сути, прекращает существование.
Это был 1869 год. А уже в 1870-м появилось Товарищество передвижных художественных выставок. И вновь одним из его идеологов и вдохновителей стал неугомонный Крамской. Схема товарищества опять была по типу кооператива. Но кроме представления своих работ, своего труда, московские и петербургские живописцы еще и продвигали искусство, что называется, в массы - устраивали выставки, вели просветительскую деятельность в провинции. Любопытно: в первоначальном составе артельщиков вновь оказалось четырнадцать!
Самая первая экспозиция товарищества сразу стала успешной, особенно запали в душу публике (а это были люди не сторонние, искушенные: выставка проходила в Петербурге в здании Академии художеств) те самые знакомые всем хрестоматийные "Грачи прилетели" Алексея Саврасова.
Пять десятков лет просуществовало объединение передвижников. Важное место в жизни товарищества занимала благотворительная деятельность, занимались сбором средств для русских воинов в плену, инициировали появление художественных отделов в уже существовавших музеях (как, например, в начале 1900-х в Тобольске).
Деятельность Товарищества передвижных художественных выставок затрагивала важные сферы общественной жизни. И на рубеже веков единомышленники продолжали оставаться одним из крупнейших художественных объединений, значение которого до сих пор не оценено по достоинству.