На Дальнем Востоке преференцией смогут воспользоваться на огромной территории: в округе относятся к Крайнему Северу или приравнены к нему все острова Северного Ледовитого океана, Берингова и Охотского морей, а также Якутия, Чукотка, Камчатка и Колыма, некоторые муниципалитеты Бурятии, Забайкальского, Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Сахалинской областей.
Чукотский бизнес-омбудсмен Николай Кулик признался, что эта мера поддержки обсуждается уже несколько лет, и предприниматели округа ждали ее с нетерпением.
- Не секрет, что у людей, которые работают в районах Крайнего Севера, самые высокие затраты и риски ведения бизнеса, - прокомментировал Николай Кулик. - Авторы законопроекта акцентировали внимание на возмещении предпринимателям так называемых "северных льгот" - например, оплату проезда работников к месту отдыха и обратно, длинные "северные" отпуска. По сути, это еще один дополнительный налог. Выходя на торги, наши предприниматели уже ущемлены, они находятся в неравных условиях. Эта мера хоть как-то поможет им.
Бизнес-омбудсмен выделил еще несколько ключевых проблем развития бизнеса в своем регионе. Главное - это логистика. Доставлять на Чукотку грузы авиатранспортом очень дорого. Зимой здесь те же помидоры стоят под тысячу рублей за килограмм. В автономном округе нет устойчивого интернета. Это осложняет жизнь бизнесу, ведь связь - это и сдача отчетности, и регистрационные действия, и оформление цифровой подписи. Да и участие в торгах тоже. Был случай, когда чукотский бизнесмен лишился контракта на 6,5 миллиона рублей из-за того, что в решающий момент пропала связь. Кроме того, уполномоченный по защите прав предпринимателей отметил высокую стоимость тепловой энергии в своем регионе.
Амурский общественный бизнес-омбудсмен Борис Белобородов также считает, что разработанный минвостокразвития вариант поддержки предпринимательства может стать действенным инструментом.
- В торгах часто повторяется ситуация, когда какой-либо недобросовестный участник начинает демпинговать. В результате цена становится настолько мала, что выполнять эти работы невыгодно, - рассуждает Борис Белобородов. - Даже с такой точки зрения фора в 15 процентов хоть как-то помогла бы. Это достаточно интересное предложение. Как общественный бизнес-омбудсмен я его поддерживаю и голосую обеими руками.
При этом Борис Белобородов отметил, что в Амурской области мера затронет не весь малый бизнес. В регионе на территориях, приравненных к Крайнему Северу, пока зарегистрировано не так уж много предпринимателей.
Вадим Заусаев, профессор, доктор экономических наук:
- При обсуждении развития Дальнего Востока озвучивается много правильных мыслей и идей, но неверно расставляются приоритеты. Мы далеки от центра, живем в северных регионах. Здесь холодно, пространства огромные. Главная задача - закрепление населения. Прежде всего надо делать акцент на рабочей силе, компенсировать повышенные затраты на ее воспроизводство. Я об этом говорю уже 25 лет: нужно снять с бизнеса все дальневосточные надбавки - их должен платить федеральный бюджет. В связи с санкциями развивать Дальний Восток станет еще сложнее. Мы будем вынуждены замыкаться на Китай, который преследует в первую очередь свои национальные интересы.